Через 50 лет после своего создания "Клемансо" вернулся в порт Брест. В 9:45 изъеденная ржавчиной махина причалила к пирсу номер 4. Тому самому, на котором этот авианосец стоял в 1974 году, перед отправкой в Тулон. Позади - 36 лет усердной службы, "уход на пенсию" и трехлетнее фантасмагорическое путешествие к берегам Индии, где корабль должны были разобрать. Неожиданно он был отозван во Францию.
"Любовь". Если не считать гула вертолетов, которые с 5 часов утра летали над бретонским портом, встреча судна прошло спокойно. Но не равнодушно: вдоль берега, несмотря на раннее время и утреннюю прохладу, в поисках лучшего ракурса сновали жители Бреста, вооруженные фотоаппаратами и цифровыми камерами.
Пенсионеры Пьер и Элен пришли сюда пешком. Он работал на арсенале и помнит, как авианосец спускали на воду. Он надеется, что "Клем" останется в Бресте. "Хотя бы работа будет. Жалко, что для этого ему пришлось обогнуть Африку!"
28-летний Эрван - наверное, самый молодой из этих людей. Он пришел сюда, потому что "любит большие корабли". Впрочем, с этого места силуэт авианосца, взятого на буксир катерами, выглядит не очень внушительно. Пенсионер Янник приехал с женой из Лиможа специально ради "Клема": "Это как член семьи, хотя я больше знаком с его братом-близнецом "Фошем". Я работал на "Фоше" механиком. Этот каркас - не просто груда железа, это тысячи вздохов его экипажа. В общей сложности на нем прошли службу 80 тысяч моряков, а работали на нем десятки тысяч жителей Бреста".
Когда речь заходит об асбесте и вреде, который он причинил рабочим и морякам, его лицо каменеет: "Все матросы-механики наглотались асбеста, это правда. Но 40 лет назад по-другому корабли строить не умели и не говорили, что это опасно". Ловя в телеобъектив старый корабль, он смеется: "По крайней мере, мы знаем, на что в этом году пойдут наши налоги!"
Янник Жадо из организации Greenpeace и Мишель Париго, вице-президент Национальной ассоциации жертв асбеста (эти две организации были на первом крае судебно-дипломатической партизанской борьбы, увенчавшейся репатриацией "Клема"), продолжают маневрировать. Конечно, они "удовлетворены", но остаются начеку. "Теперь предстоит потрудиться, чтобы были выполнены правила, касающиеся асбеста", - говорит Мишель Париго. "Клем" должен стать стандартом проведения очистки и разборки старых европейских судов", - добавляет Янник Жадо.
Не теряют бдительности профсоюзы (ВКТ, ФДКТ), экологические и пацифистские ассоциации, а также политические партии (ФКП, зеленые, Лига коммунистов-революционеров, Бретонский демократический союз), которые вчера вечером призвали к проведению манифестации на улицах Бреста. "Нужно, чтобы "Клем" был разобран у нас, но при этом рейд не превратился в свалку для старого хлама. Мы знаем, как он был построен, мы должны суметь его разобрать", - говорится в совместном заявлении этих организаций.