Сегодня пресса комментирует итоги песенного конкурса "Евровидение", проходившего в Москве. Победил норвежец белорусского происхождения Александр Рыбак. Страна-хозяйка, наряду с феерически-ярким финалом в спорткомплексе "Олимпийский", продемонстрировала недостаток толерантности, разогнав безобидную акцию секс-меньшинств, добавляют журналисты.
Две очень разные России - результат десятилетней "путинской эпохи" относительного процветания - можно было увидеть на улицах в Москвы в эти выходные, пишет The Christian Science Monitor. Одна Россия открыла свое сердце участникам "Евровидения" - конкурса, который закончился в субботу феерически-ярким финалом в спорткомплексе "Олимпийский", пишет Фред Уэйр, и в тот же день совсем другая Россия выставила свыше тысячи милиционеров на Пушкинской площади, чтобы разогнать запланированный гей-парад, причем в местных СМИ об этом едва упоминалось. Затем около 30 активистов, включая российского лидера движения за права секс-меньшинств Николая Алексеева и его британского единомышленника Питера Тэтчелла, были задержаны на Воробьевых горах, информирует корреспондент.
"Та Россия, которую вы видите по телевизору, предназначена для внешнего потребления, - цитирует издание российскую журналистку Евгению Альбац. - Эта Россия рада вложить 42 млн долларов в организацию "Евровидения". Но другая Россия, для отечественного потребления, - это довольно мрачное и нетолерантное место, где власти решают, кому устраивать акции на публике".
Финал "Евровидения" в Москве проходил на фоне напряженности: милиция разогнала митинг борцов за права геев, которые ранее призывали певцов и зрителей бойкотировать конкурс, отмечает The New York Times, добавляя, что никто из участников "Евровидения" не отказался участвовать в концерте; собственно, никто из них даже не упомянул о митинге геев со сцены. Судя по аншлагу в спорткомплексе, фанаты тоже не бойкотировали мероприятие.
Как пишет далее София Кишковски, проведение в России такого крупного международного шоу, как "Евровидение", воспринималось наподобие генеральной репетиции Олимпиады-2014, и организаторы не жалели денег. Российская участница заняла 11-е место, но россиян утешила победа Рыбака: российские знаменитости, обсуждавшие итоги конкурса в телеэфире, даже называли его "нашим", заметила журналистка.
Норвежец белорусского происхождения Александр Рыбак с ангельским голосом и скрипкой на плече поставил мировой рекорд, набрав в 54-м конкурсе "Евровидение" 387 очков, пишет Le Figaro, сожалея, что французская звезда Патрисия Каас заняла лишь 8-е место. Впрочем, добавляет Фабрис Ноде-Ланглуа, это лучшее выступление представителя Франции с 2002 года.
Нынешний конкурс "Евровидение" оказался самым дорогим, продолжает корреспондент, он был проведен на высоком профессиональном уровне и стал "витриной для России". Однако ущерб имиджу был нанесен арестом трех десятков активистов-гомосексуалистов, которые решили воспользоваться "Евровидением" для проведения гей-парада. Александр Рыбак, которому задали вопрос о его отношении к гей-параду, в ответ отшутился: "Мне жаль, что они решили провести свой парад днем, потому что самый большой гей-парад в мире состоялся сегодня вечером!"
Меган Стэк из The Los Angeles Times делится собственными впечатлениями: она находилась на Воробьевых горах, когда российское сообщество геев и лесбиянок намеревалось провести там марш. "Возьмите всех!" - приказывал грузному милиционеру по рации его незримый начальник. "Но как мы узнаем, кто из них геи?" - спрашивал тот в ответ", - цитирует автор подслушанный разговор.
"Большинство так и не пришло на Воробьевы горы: одни побоялись, других перехватили и затолкали в милицейские фургоны по дороге", - сообщает автор. Вскоре после полудня около дюжины активистов начали выкрикивать лозунги типа "Гомофобия - это позор!", но демонстрация продлилась не больше минуты: милиция набросилась на участников со всех сторон, отталкивая телеоператоров. Активистам заломили руки за спину, после чего погрузили в автобусы. Мэрия неоднократно отказывала геям в разрешении на демонстрацию, пишет автор материала, подчеркивая, что скинхедам в Москве демонстрации проводить разрешают.
Как отмечает московский корреспондент The Guardian, среди задержанных на смотровой площадке Воробьевых гор оказался и известный британский защитник прав сексуальных меньшинств Питер Тэтчелл. Стражи правопорядка, повествует Люк Гардинг, с дубинками преследовали демонстрантов по "живописным садам" Московского университета. Тэтчелл был освобожден позже, после вмешательства британского посольства.
"Я хочу донести до президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина, - рассказал британец изданию The Observer по мобильному телефону, - что им стоит встретиться активистами гей-движения и выслушать их проблемы. Их требования очень разумны". Тэтчелл указывает, что многие российские деятели культуры были геями или бисексуалами. Он называет Петра Чайковского, Сергея Эйзенштейна, Нижинского, Модеста Мусоргского, Николая Гоголя и Рудольфа Нуреева.
Как пишет далее Люк Гардинг, аресты поставили в неудобное положение организаторов "Евровидения" - конкурса, за которым по традиции следят многие геи и лесбиянки в Европе. В то же время это нанесло удар по международному имиджу России, потратившей на подготовку конкурса беспрецедентную сумму - 24 млн евро.
Немецкий корреспондент, командированный на "Евровидение", делится своим мнением на страницах Frankfurter Allgemeine Zeitung. В этом году организация конкурса оставляла желать лучшего, полагает он, Москва была не рада гостям, съехавшимся из разных стран. Все началось еще с аэропортов, вокзалов и метро: никакой информации, никакой помощи. Даже в Киеве в 2005 году, вспоминает журналист, гостей "Евровидения" в аэропорту встречали студенты, а на специально организованной стойке можно было получить необходимую информацию.
По мнению Шмитта, место проведения конкурса - арена СК "Олимпийский" - скорее напоминала крепость, дружелюбия здесь явно не хватало. Российские власти, сокрушается он, даже не постарались устроить для гостей мероприятия экскурсии, как это было в других городах. А ведь гости хотели познакомится и с людьми, и со страной.
Итальянская Corriere della Sera сообщает, что в Тбилиси 15 мая открылся фестиваль "Тбилиси опен эйр" - контрфестиваль грузинской гордости, как называет его автор статьи, альтернатива конкурсу "Евровидение", проходившему в Москве. Речь идет о трех вечерах джаза, индии-рока, электронной музыки, фанка в исполнении 24 групп из девяти европейских стран.
Грузинский фестиваль первоначально планировалось провести в июне, рассказывает газета, но исключение из числа участников московского конкурса грузинской группы, намеревавшейся выступить с песней "We Don?t Wanna Put In" (игра слов, в которой нетрудно прочитать другое название: "Мы не хотим Путина"), заставило организаторов грузинского фестиваля провести мероприятие одновременно с конкурсом в Москве.
"Эта страна мечтает стать европейской, думает по-европейски, - говорит документалист Рафаэль Глюксманн, сын французского философа Андре Глюксманна, принимавший участие в организации фестиваля. - Полемика с "Евровидением"? Только музыка, какой от нее вред?"