Украинский Севастополь лишь на первый взгляд представляется оазисом беззаботности - на самом деле это яблоко раздора, таящее в себе взрывоопасный политический потенциал. Без Украины Россия может претендовать лишь на статус азиатской державы, писал в своей книге "Великая шахматная доска" бывший советник по национальной безопасности президента Джимми Картера Збигнев Бжезинский. Об этом высказывании автор статьи в Neue Zuercher Zeitung Рамон Шак вспоминает, когда приезжает в Севастополь.
Отроги Крымских гор практически достигают города, который имеет свыше 38 бухт и по площади сопоставим с Нью-Йорком и Шанхаем. Севастополь, имеющий 400 тыс. жителей, территориально находится на полуострове Крым, однако управляется напрямую из Киева.
Климат на черноморском побережье Крыма - субтропический, Севастополь лежит на одной широте с Болоньей, и поток туристов - преимущественно из самой Украины, а также из России и других бывших союзных республик - не иссякает. В последние годы в городе и окрестностях отмечает строительный бум - в отличие от других районов полуострова, замечает автор.
"Город выглядит гораздо ухоженнее, чем другие города в Крыму, хотя за пределами центра многое нуждается в срочном ремонте. На улицах много военных моряков, не только российских. Молоденькие девушки в мини-юбках, предпочитающих образ платиновых секс-бомб, дефилируют по городу на умопомрачительно высоких каблуках. На скамейках в парке обнимаются влюбленные", - делится впечатлениями журналист.
"Расслабленная атмосфера отражает беспечность, но это никак не вяжется с конфликтным потенциалом, который таит в себе это место, - продолжает Шак. - Всего три года назад ситуация в Севастополе накалилась до предела, когда на пике войны между Россией и Грузией в конфликт вмешался расположенный здесь российский Черноморский флот. Официальный Киев оказался в непростой ситуации, поскольку Украина поддерживала с Грузией дружеские отношения. Тогдашний президент страны Виктор Ющенко, герой "оранжевой революции", даже заговорил о вражеском присутствии на территории Украины".
Сегодня Игорь Локтионов, глава администрации Севастополя, не хочет вспоминать о тех временах. Обходительный в манерах, он не скрывает своего явно пророссийского настроя: с гордостью говорит о продлении срока пребывания Черноморского флота в порту Севастополя до 2017 года и договоренностях между Москвой и Киевом о поставках на выгодных условиях российского газа. "При этом он предпочитает обойти стороной тему непосредственного влияния Москвы на судьбу города и его превращения в инструмент в ходе внутриукраинского конфликта. Севастополь, - пишет автор, - сегодня неофициально является юго-западной оконечностью России и одним из камней преткновения в процессе переориентации Украины на Запад".
Локтионов подкрепляет свою позицию результатам опросов 2007 года, согласно которым свыше 60% жителей Крыма считают себе русскими или даже советскими гражданами. Однако, по мнению самих жителей, к примеру, Ольги Некрасовой, переехавшей в Севастополь из российского Орла в середине 1970-х, не стоит делать из подобных опросов политические выводы. "Я не хочу возврата Советского Союза, слишком много ужасных вещей происходило тогда, - говорит Ольга, работающая в городе экскурсоводом, - однако и современная демократия оставляет желать лучшего". Некрасова возмущена набирающей обороты коррупцией, присоединения Севастополя к России она не хочет.
"Ностальгия по СССР - удел пенсионеров", - считает администратор бара Q-Bar, привлекательная блондинка лет 25, пожелавшая сохранить свое имя в тайне. "Русские, украинцы, крымские татары, армяне - Крым всегда был местом, где бок о бок жили люди разных национальностей", - сказала она.
"Если будете писать о Севастополе, - просит автора один из постоянных посетителей бара, - не упоминайте обо всех этих политических склоках. Здесь живет много приличных людей, которых нервирует, что их город выставляют в негативном свете из-за всех этих фанатиков-националистов. Мы, молодежь, не зацикливаемся на этих проблемах и смотрим не назад, а вперед".