Вчера пираты захватили саудовский танкер Sirius Star, крупнейшее из нефтеналивных судов, когда-либо захваченных преступниками. На борту судна находится экипаж из 25 человек, в том числе, по сведениям МИД Великобритании, и двое британцев. В связи с этим британские СМИ уделяют внимание проблеме современного морского пиратства.
При слове "пират", пишет The Times, обычный человек представляет сурового морского волка с бородой, пропахшей порохом, и на деревянной ноге, а судовладельцы думают о дельцах - и это верно: за последнее время лишь трое заложников были ими убиты (и то случайно), при этом были заработаны десятки миллионов фунтов прибыли. Меньше всего фрахтовщики хотели изменить эти денежные отношения на вооруженное противостояние, потому что это было бы плохо для бизнеса и подняло бы до заоблачных высот стоимость страховки.
Частные корабли, как отмечается, могут в качестве превентивной меры использовать освещение, круглосуточный дозор с радаром и термальными датчиками, пожарные шланги, физические барьеры, акустическое оружие, видеокамеры, электрозаборы и высокочастотные световые лучи. Однако немногие решаются на вооруженную охрану - это и дорого, и многие страны не разрешают это делать под их флагами.
Таким образом, заключает автор статьи, единственный способ остановить пиратство в Сомали - это узнать, что же происходит в самой стране. Эта страна с самой большой береговой линией, находящейся, по сути, в состоянии анархии, - просто рассадник пиратства, особенно если оно находится в сговоре с сомалийским правительством. Лучшим выходом было бы вообще избегать Сомали.
Тем не менее, судоходство всегда было сопряжено с риском. И теперь, чтобы избежать заоблачного роста стоимости страховок, фрахтовщикам необходимо совместными усилиями убедить правительства своих стран бороться за безопасность этого морского коридора. Необходимо разработать правила, позволяющие военное вмешательство. На прошлой неделе, отмечает журналист, королевскому британскому флоту повезло - пираты открыли по ним огонь первыми, что позволило предпринять ответные действия. В другой раз они вряд ли повторят эту ошибку.
Как отмечает The Guardian, пираты Сомали происходят из старых семей мореходов, которые издавна охотились за проплывающими мимо судами. На скудное пропитание их предки зарабатывали, торгуя ворованными товарами и заложниками - некоторые становились рабами. Однако сегодняшние флибустьеры отнюдь не бедствуют, отмечает автор статьи, - среди безвластия и всеобщей нищеты им удалось развернуть многомиллионный бизнес.
Раньше большая часть пиратов сосредотачивалась в центральной части страны, ближе к столичным портам Могадишу, однако за последние десять лет фокус их внимания сместился к полунезависимому региону Пунтланд, что на северо-востоке страны, вдоль Аденского залива. Дело в том, что здесь проходит один из крупнейших торговых путей - около 16 тысяч кораблей ежегодно.
Пиратство, как отмечается, также отражает и политическую ситуацию в Сомали, в том числе и усиление полевых командиров и исламистов с тех пор, как в 1991 году пало последнее более-менее устойчивое правительство. Многие уверены, что исламисты получают часть выкупов за заложников в обмен на разрешение бандам действовать на их территории.
Правительства стран Запада, пишет The Financial Times, теперь пытаются подавить пиратство вдоль сомалийского побережья, направляя туда международные военно-морские силы, призванные бороться с бандитами.
И все же, несмотря на то, что до конца года в Аденском заливе будут проходить две спецоперации НАТО и одна - Евросоюза, большинство экспертов уверены: действительно подавить пиратство будет очень трудно.
Серьезным представляется то опасение, что едва ли можно принять эффективные меры против сомалийского пиратства, пока правительство этой страны ничего не делает с этим явлением. Другое беспокоящее западные страны препятствие состоит в том, что нынешнее международное морское право позволяет задерживать пиратов, но затрудняет их арест и судебное преследование. В частности, как отмечается, правительство Великобритании рассматривает возможность подписания меморандумов о понимании с соседними с Сомали государствами, такими как Кения, которые позволили бы судить пиратов там.
Аналитики в области безопасности встревожены также тем, что оставленное в покое пиратство может в будущем иметь глобальные негативные последствия, например, финансировать международный терроризм. Уже сейчас, хотя пока нет прямых доказательств связи террористов с пиратами, известно, что на территории Сомали и Йемена работают террористические сети. Из более злободневных опасений - возможная экологическая катастрофа, если в Аденский залив попадет нефть или химикаты.