Российские власти ничего не говорят о местонахождении самого знаменитого заключенного
Где же Михаил Ходорковский? Больше недели миновало с тех пор, как бывший глава российского нефтяного концерна ЮКОС был отправлен из следственного изолятора "Матросская тишина" в колонию, и с тех пор ни его родственники, ни его адвокаты не знают куда. Пока что официально говорилось лишь о том, что Ходорковский, а также приговоренный вместе с ним к восьми годам заключения его бывший деловой партнер Платон Лебедев находятся на этапе. Об этом еще в прошлый понедельник сообщила Федеральная служба исполнения наказаний. При этом заместитель директора ФСИН Владимир Семенюк отказался предоставить информацию, в какие именно места отправлены заключенные. "Говорить об этом неэтично, - пояснял он. - Когда Ходорковский и Лебедев прибудут к месту отбывания наказания, у них спросят, кому из родственников сообщить об этом".
Якобы поэтому власти молчат. "Незаконным и аморальным" называет такое поведение адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Служба исполнения наказаний еще до отправки заключенных в колонию была обязана предоставить адвокатам информацию о месте их дальнейшего пребывания. Уже больше недели он не имеет со своим доверителем никаких контактов, рассказал Шмидт, несмотря на то что против Ходорковского возбуждено новое уголовное дело.
Информационные агентства сообщали, что Ходорковского отправят на Волгу и он будет отбывать наказание в колонии номер 13 города Энгельса Саратовской области. Однако Сергей Бугаенко, заместитель начальника УФСИН по Саратовской области, эту информацию не подтвердил.
Про Платона Лебедева сообщалось, что его доставили в колонию номер 3 в деревне Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. Там он, по некоторым сведениям, на 15 дней помещен в карантин, однако официального подтверждения до сих пор тоже нет. Для тяжело больного Лебедева Ямало-Ненецкий автономный округ, расположенный в Восточной Сибири, далеко не самое оптимальное место. Тем не менее до сих пор адвокаты Лебедева не имеют возможности подать жалобу на действия органов юстиции. Для подачи надзорной жалобы в Европейский суд по правам человека или в Московский городской суд они сначала должны переговорить со своим подзащитным, заявили в пятницу Евгений Бару и Елена Липцер. "Он как минимум должен поставить под жалобой свою подпись", - передает слова Липцер РИА "Новости". Однако контакты с Лебедевым адвокатам были запрещены еще тогда, когда их подзащитный находился в Москве.
Соответственно, российские средства массовой информации вот уже несколько дней пребывают в поисках Ходорковского и Лебедева. Их "обнаруживают" то в Московской области, то в Тамбове, то в Твери, то на Урале, то в других местах.
Тем временем их адвокаты в Москве опасаются за судьбу своих лицензий. Как сообщило агентство "Интерфакс", генеральная прокуратура обвиняет их "в недостаточном уважении к суду и российскому законодательству", а также в использовании "криминальных методов". Генеральная прокуратура подтвердила, что соответствующая жалоба в адрес почти всех адвокатов Ходорковского и Лебедева была передана в Министерство юстиции. Команда иностранных адвокатов Ходорковского, которая с самого начала наблюдала за процессом, заявила, что действия российских властей против них и их российских коллег идентичны методам КГБ советских времен.