Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 сентября 2003 г.

Николас Уэйд | La Repubblica

Тайна музыки остается нераскрытой

Серенады влюбленных, военные марши: во всех событиях нашей жизни, которые связанны с эмоциями, от свадеб до похорон, музыка играет важную роль.

Способность наслаждаться музыкой давно вызывает интерес у биологов, поскольку, в отличие от других способностей человека, она, на первый взгляд, не представляет никакой важности для выживания человека как живого организма. Возникает вопрос: зачем тогда в ходе эволюции в нашем мозгу возник такой источник удовольствия? Сам Дарвин, по поводу способности человека наслаждаться музыкой писал, что "ее нужно рассматривать как одно из самых загадочных дарований, которое было преподнесено людям".

Тайна музыки до сих пор не раскрыта, однако в ходе последних исследований был сформулирован ряд теорий по поводу того, как мозг воспринимает музыку.

Энн Блад и Роберт Дзаторре из Монреальского института нейрологии недавно провели сканирование мозга некоторых музыкантов во время прослушивания выбранных ими самими произведений, которые вызывали у испытуемых большое удовольствие. Исследователи выяснили, что музыка активировала нервные центры удовольствия и эмоций, сходные с теми, которые активируются при принятии пищи, половом акте и употреблении наркотиков.

Если восприятие музыки связано с нервными центрами, которые первоначально возникли для выполнения других задач, то это значит, что тот факт, что мы можем наслаждаться музыкой, представляет собой лишь счастливую случайность. Доктор Стивен Пинкер, психолог из Гарвардского университета, разделяет это утверждение и говорит, что музыка вызывает приятные ощущения в некоторых участках мозга так же, как вызывает приятные ощущения сладкий пирог, который мы едим.

Другие психологи-эволюционисты, однако, полагают, что способность наслаждаться музыкой не развилась случайно. Дарвин в свое время высказал теорию, согласно который наши предки, еще до того как научились говорить, старались изо всех сил произвести друг на друга впечатление при помощи музыкальных нот и ритма. Так как музыка использовалась при ухаживании, Дарвин полагал, что она тесто связана с некоторыми самыми сильными эмоциями, которые способно переживать живое существо.

В своей теории естественного отбора Дарвин вдвинул идею, что животное, которое при ухаживании производит на партнера приятное впечатление, имеет больше шансов передать потомству свои гены. Таким образом, у животных развились различные признаки, например павлиний хвост, которые не несли в себе очевидного значения для выживания.

Джеффри Миллер, психолог-эволюционист из Университета штата Нью-Мексико, проанализировал эти идеи Дарвина и заявил, что они очень хорошо объясняют, почему знаменитые музыканты имеют такой успех у противоположного пола. Например, рок-гитарист Джими Хендрикс имел сексуальные отношения с сотнями поклонниц, и у него родилось трое детей в США, Германии и Швеции. Однако, если бы Хендрикс жил до изобретения контрацептивов, то детей у него было бы гораздо больше.

Однако другие психологи утверждают, что теория ухаживания доктора Миллера не в полной мере отражает еще один важный аспект музыки, а именно ее роль в социальных отношениях и в координации деятельности больших групп людей. Робин Данбар из Ливерпульского университета обнаружил, что пение церковного хора стимулирует производство эндорфина - гормона, который, как предполагается, играет важную роль для регулирования социальных отношений. Другие эксперты, такие, как Эдвард Хаген из Университета Гумбольта в Берлине и Грэгори А. Брайнт из Калифорнийского университета, полагают, что роль музыки в истории эволюции человека заключалось не столько в обеспечении социальной сплоченности, сколько в том, чтобы заявить об этой сплоченности своим соперникам. Деньги, которые Пентагон тратит на военные оркестры (163 млн долларов в 1997 году) отчасти подтверждаю эту гипотезу.

Теория ухаживания и теория социальной сплоченности подразумевают, что в человеческом мозгу существуют центры, которые развились исключительно для восприятия музыки.

Сандра Трехаб из Университета Торонто разработала метод, который позволяет определить, какую музыку предпочитают новорожденные в возрасте от 2 до 6 месяцев. Она выяснила, что малыши предпочитали гармоничные звуки, а негармоничные им не нравятся. Поэтому она сделала вывод, что "основы восприятия музыки являются скорее врожденным даром, чем продуктом культуры". Об этом она пишет в июльском номере журнала Nature Neuroscience Magazine.

"Любая врожденная склонность к музыке определяется строением мозга, однако на данным момент мы не знаем, существует ли нервный центр, отвечающий за музыку", - говорит господин Макдемрмотт из Массачусетского технологического института.

Каково бы ни было назначение музыки - наслаждение, ухаживание или сплочение - ее тайна до сих пор остается неразгаданной.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru