Когда на будущей неделе президент России Владимир Путин прибудет на саммит в Кэмп-Дэвид, президент Буш приветствует его как лидера демократизирующейся страны, стойкого партнера в возглавляемой США войне по защите свободного мира.
Правильно? Нет!
Точка зрения, согласно которой Путин - это демократический партнер Америки, - только часть все той же фрагментарной внешней политики США, в которой Пентагон оказывается самой эффективной ветвью правительства. И это не значит, что нужно порицать Пентагон, который доказал свою способность выполнять любые сложные задачи в самых отдаленных уголках мира. Провал случился на том направлении, где Госдепартамент и совет национальной безопасности должны обеспечивать глобальной войне с террором дипломатическое прикрытие и внушающие доверие разумные объяснения. Вместо того чтобы предложить нам новую версию глобального развития, по масштабом сравнимую с исторической речью Уинстона Черчилля 1946 года, посвященной "железному занавесу", нынешняя администрация урезала свою внешнюю политику до статуса средства разрешения отдельных кризисов.
Именно прошедшей весной, пока велись мощные дебаты по Ираку, администрация совершенно упустила из виду один из кризисов, который сейчас набирает обороты в России. Политика "наказать Францию, игнорировать Германию и простить Россию" стала одним из худших проявлений американской международной политики за последние годы. Рывок в Россию Кондолизы Райс был воспринят режимом Путина как зеленый свет для любых мер, которые могут потребоваться Путину для возвращения к кэгэбистскому режиму.
В общем, Вашингтон до сих пор недооценивает свое влияние на внутренние российские дела. За резкими антиамериканскими речами и яростью в отношении американской "империалистической программы", тем не менее прячется большое уважение к американской экономической и военной мощи. К сожалению, несбалансированная поддержка Америкой президента Путина мешает формированию в стране какой бы то ни было серьезной оппозиции. Вместо этого Кремль с чувством безнаказанности наслаждается возможностью сокрушить любую потенциальную оппозицию.
Россия сейчас вступает в чрезвычайно опасную фазу передела собственности, которая потрясает слабую экономику страны сверху донизу. Недавнее откровенное наступление режима Путина на крупнейшую российскую частную нефтяную компанию ЮКОС, которую возглавляет известный олигарх Михаил Ходорковский, прекрасно иллюстрирует эту тенденцию. Один из главных акционеров ЮКОСА, Платон Лебедев, сидит в тюрьме по обвинениям, которые в России не имеют ничего общего с правосудием и просто сигнализируют всему российскому бизнесу: от этого не застрахован никто.
Силы безопасности вмешиваются в дела бизнеса когда и где захотят. Генеральная прокуратура штампует избитые обвинения против олигархов и крупных предпринимателей по приказу Кремля, а региональные прокуратуры громят бизнес в попытке оправдать ожидания своих губернаторов и мэров. Малый и средний бизнес отчаянно пытается привлечь внимание к несметному числу атак, таких, как на ЮКОС, которые происходят по всей России.
Независимые журналисты привлекаются к суду и даже попадают в тюрьму за критику в адрес членов местных администраций. Члены путинского "карманного парламента" ведут, в основном, частное лоббирование, а все главные законы составляются в Кремле и отправляются на одобрение в Думу только для проформы.
В Чечне "Дорожная карта к миру" - это 100 тысяч российских солдат, которые принимают участие в конституционном референдуме (только представьте себе, если бы американские и британские солдаты получили избирательные права в Ираке!), в то время как все потенциальные оппоненты кровавой и предательской администрации Ахмада Кадырова исключаются из предвыборной гонки по совету Кремля.
Практический итог - крушение новорожденной демократии в России - противоречит жизненно важным интересам США. На фоне фактической ликвидации института свободной прессы (на что Госдепартамент не обратил почти никакого внимания) и все возрастающей мощи бывшего КГБ, которое теперь называется ФСБ, Россию переполняет антиамериканская истерия. Подконтрольные государству СМИ соревнуются с ультранационалистической прессой в нападках на американскую политику справа, слева и по центру. Все это взращивает ксенофобию и фашизм.
В новом предвыборном списке Коммунистической партии к ее пожизненному лидеру Геннадию Зюганову, совсем не другу для США, присоединились два Николая: Харитонов, гордый полковник КГБ, прославившийся своим требованием вернуть на Лубянку статую основателя КГБ Дзержинского, и Кондратенко, бывший губернатор Кубани, - на фоне его отношения к евреям и кавказцам Жан-Мари Ле Пенн выглядит либералом.
В Вашингтоне бытует обманчивая уверенность в том, что, пока США ведут свою войну с террором, относительная "стабильность" и относительная "демократия" в России вкупе с относительно готовым к сотрудничеству президентом не должны вызывать никакого беспокойства. Кажется, все забыли кредо, с которым Рональд Рейган выиграл холодную войну: "Свобода - это не прерогатива горстки счастливчиков, а неотъемлемое и универсальное право всех людей".
После 11 сентября президент Путин немедленно позвонил Джорджу Бушу. Однако когда администрация Буша начала подготовку к войне в Ираке, Путин предпочел компанию Жака Ширака и Герхарда Шредера, не говоря уже о бизнесе России с Ираком. В это время Россия продолжает поставлять в Иран ядерные технологии и ничего не сделала для того, чтобы помешать Северной Корее получить российские технологии для усовершенствования северокорейской межконтинентальной баллистической ракетной программы.
Президент Путин ведет действительно умную игру, получая выгоды с обеих сторон всякого крупного международного кризиса. Хотя российское министерство иностранных дел вежливо предлагает США свои посреднические услуги, российские вооруженные силы и структуры безопасности работают за кулисами на благо вражеских режимов, тем самым повышая ценность козырей Путина за геополитическим столом переговоров.
Почти 50% высоких постов в российских правительственных структурах занимают бывшие коллеги Путина по КГБ. Это новоявленная российская правящая элита (недовольная тем, что миллиарды долларов лежат теперь в зарубежных банках) сидит в засаде, нетерпеливо поджидая момента, когда она сможет перегрызть глотку американскому империализму. Пять лет назад тогда еще глава ФСБ Владимир Путин сказал правду, заявив, что не бывает бывших офицеров КГБ. Усвоит ли когда-нибудь этот урок Запад?