Несмотря на то, что юнионисты - противники отделения Шотландии от Великобритании - обладали по последним результатам опросов небольшим перевесом в 4%, предсказать точный результат референдума о независимости Шотландии вряд ли получится: 14% шотландцев еще не знали, за что они проголосуют в четверг. "Однако если большая часть Шотландии ответит на вопрос об отделении положительно, то свежий воздух почуют многие европейские движения за независимость", - пишет немецкая газета Die Welt.
Так, следующей нацией, на которую Европе придется обратить свой взор, станут каталонцы: уже на 9 ноября в Каталонии запланировано проведение референдума о независимости региона от Испании. Референдум, как отмечает издание, не будет иметь юридической силы, однако в Мадриде "совершенно не в восторге от этой идеи". Испанский премьер Мариано Рахой уже предупредил шотландцев, а вместе с ними каталонцев, басков и андалузцев, что Испания затруднит им повторное присоединение к Евросоюзу. "Для этого необходимо согласие всех 28 государств-членов Европейского союза", - отметил политик. Глава испанского внешнеполитического ведомства также дал понять, что в случае необходимости центр "лишит Каталонию статуса автономии и снимет с региона ряд важных полномочий". Премьер-министр Каталонии Артур Мас пока что не идет на открытую конфронтацию с центральным правительством и не собирается призывать к "гражданскому неповиновению" в том случае, если Мадрид продолжит "гнуть свою линию". Его план на случай объявления испанским Конституционным судом референдума незаконным заключается, вероятнее всего, в уходе в отставку вместе с каталонским правительством и провозглашении новых выборов, благодаря которым сторонники независимости региона серьезно укрепят свои позиции. "Таким образом Мадрид только отложит проблему на некоторый срок, но не отменит ее вовсе". Еще одним меньшинством в Испании, приветствующим идею независимости, являются баски. Согласно проведенному в июне опросу, 59% басков поддерживают идею референдума о независимости региона, правда, при условии, что она не повлечет автоматического исключения из Евросоюза. В настоящее время председатель правительства Страны Басков Иньиго Уркулью работает над тем, чтобы его экономически сильный регион был признан "нацией" хотя бы на бумаге, говорится далее.
Компактно проживающее на территории румынской Трансильвании венгерское меньшинство также на протяжении уже нескольких десятилетий добивается получения статуса автономии под названием "Секейский край". Однако его сторонники, в свою очередь, не собираются отделяться от Румынии. В самой же Венгрии идею активно поддерживают все политические партии, причем как правые, так и левые.
"Итальянская партия "Лига Севера" воспользовалась шотландским референдумом для того, чтобы вытащить на свет старые лозунги о независимости итальянского Севера", - продолжает Die Welt. "Борьба за независимость вновь стала актуальна: в Шотландии граждане могут голосовать, а в Италии почему-то говорят, что это невозможно", - говорит лидер одного из отделений партии и ее фронтмен Маттео Сальвини. Правоконсерваторы, как отмечает издание, выступают за объединение Пьемонта и Венеции и выход Италии из состава еврозоны. Особенно сильны сепаратистские тенденции в Венеции, где весной местными гражданами был организован онлайн-референдум, который, правда, также не имел никакой юридической силы. "Борьба против Рима и Брюсселя приносит "Лиге Севера" популярность среди итальянцев, - подчеркивает издание. - По данным института изучения общественного мнения Piepoli, партию поддерживают 7% итальянцев. Популярен среди них и Сальвини, который, по данным Ixè, может рассчитывать на 19% голосов, что даже больше, чем у Беппо Грилло или Сильвио Берлускони". Тем не менее, итальянский премьер Маттео Ренци пользуется куда большей поддержкой среди населения, набирая 49% голосов.
Растет недовольство Римом и в Южном Тироле: напряженность между ними возросла еще во времена международного финансового кризиса. Италия, как говорится далее, брала "огромные средства из тирольского бюджета для латания дыр в дырявом итальянском бюджете"; к тому же итальянский премьер-министр собирается лишить его важных полномочий в ходе конституционной реформы. Громче всех за независимость региона выступает "Свободная партия Южного Тироля". Глава партии Пиус Ляйтнер убежден, что "шотландский референдум изменит всю Европу независимо от своего исхода. "Реализуемое в Шотландии право решать вопрос о независимости должно быть предоставлено и жителям Южного Тироля", - заявляет Ляйтнер.
Что касается Франции, то во французских масс-медиа популярна точка зрения, согласно которой возможное объявление Шотландией независимости не будет иметь каких-либо последствий для Пятой республики: "Идея республики и общая история сплачивает различные национальные группы во Франции". Однако в бретонском информационном агентстве Agence Bretagne Presse утверждают, что Франция сознательно минимизирует последствия референдума в Шотландии: в Бретани, наоборот, активно следят и приветствуют референдум. Бретонские сепаратисты надеются, что позитивный исход голосования в Шотландии приведет к тому, что в Европе будут больше прислушиваться к национальным меньшинствам. В свою очередь, отделение региона не является для них первостепенной задачей. Аналогичной точки зрения придерживаются и корсиканские политики, добавляет Die Welt. "Мы не выступаем исключительно за независимость Корсики", - утверждает мэр города Бастиа Джилес Симеони, поддерживающий независимость Шотландии. Однако такой маленький народ, как корсиканцы, уверен градоначальник, "должен быть признан на европейском уровне".