Частная российская газовая компания "Итера", в ответ на обвинения в том, что она получала активы у "Газпрома", заключая с газовым гигантом предосудительные сделки, а также в том, что она частично принадлежит руководителям "Газпрома", обнародовала структуру собственности.
"Итера" утверждает, что у нее нет тесных связей с руководством "Газпрома". Однако обнародованные данные, в том числе подробности структуры собственности оффшорной холдинговой компании Itera Group NV, оставляют без ответов многие вопросы. Три четверти компании находятся в трастовом управлении, из-за чего остается непонятным, кто именно является получателем прибыли.
"Итера" объясняет, что трастовые соглашения необходимы для того, чтобы не нарушать российские правила, ограничивающие возможности граждан быть прямыми владельцами акций иностранных компаний. Компания говорит, что все ее активы, в том числе ценные доли российских газовых месторождений, приобретенные прямым или косвенным путем у "Газпрома", принадлежат, в конечном итоге, Itera Group, зарегистрированной на голландских Антильских островах, оффшорном центре в Карибском море. Itera Group была учреждена в 1997 году, когда небольшая торговая компания "Итера" начала расширяться и превращаться в концерн, количество газовых резервов которого в настоящее время всего в двое меньше, чем у Exxon Mobile Corp. В заявлении говорится, что в 2000 году валовой доход Itera Group и ее дочерних предприятий составил $3 млрд.
Стремительный рост "Итеры", связанный в первую очередь с приобретением газовых резервов "Газпрома", и привилегированный статус этой компании - единственной фирмы, которой было разрешено экспортировать газ через монопольные газопроводы "Газпрома" - вызвали у многих подозрения в том, что тайными владельцами "Итеры" могут быть руководители "Газпрома". Но президент "Итеры" Игорь Макаров опроверг эти заявления в своем интервью, объяснив структуру собственности компании.
По его словам, 50% Itera Group принадлежат руководителям "Итеры". Макаров, бывший известный велогонщик, гражданин России и Туркмении, сказал, что трастовая управляющая компания управляет от его имени 26,01% акций. Тот же самый траст управляет еще 24%, находящимися в собственности около двадцати других топ-менеджеров "Итеры".
13% акций принадлежат пяти американским и одному швейцарскому гражданам, некоторые из которых являются выходцами из России. Эти люди, по словам Макарова, участвовали в создании компании. Оставшиеся 37% находятся в трастовом управлении от имени 8000 работников "Итеры". Трастовым управляющим является компания Van Doorn FSI Ltd.
"Итера" надеется, что, обнародовав эту информацию, она сможет открыть себе дорогу к первоначальному публичному предложению своих акций на западной бирже и улучшить взаимоотношения с банками, некоторые из которых не хотят кредитовать предприятие, обвиняющееся в предосудительных, тайных связях с "Газпромом".
"Мы устали от этих разговоров. Нам надоели все эти предположения. Это мешает нашей работе, нашей нормальной повседневной работе", - подчеркнул Макаров.
В силу того, что большое количество акций "Итеры" управляется так называемым "дискреционным трастом" (дающим доверенному лицу право распоряжаться имуществом в пользу другого лица по своему усмотрению), собственность технически не увязана с конкретными лицами. Один из мелких акционеров "Газпрома", попросивший не называть его имени, сказал, что вопрос о том, кто именно владеет компанией, остается открытым. "Итера" заявила, что в число лиц, получающих доходы с доверительной собственности, вошли только сотрудники "Итеры". Макаров сказал, что среди них нет "руководителей "Газпрома", их детей или родственников".
Мелкие инвесторы "Газпрома", недовольные тем, что газовый гигант переводит свои активы во внешние фирмы, требовали, чтобы контролируемый государством совет директоров компании изучил отношения "Газпрома" и "Итеры". За последние несколько лет "Газпром" передал около двух триллионов кубометров газовых резервов - этого достаточно для того, что обеспечить Европу газом на четыре с половиной года - в совместные предприятия, совладельцем которых является "Итера".
Государству принадлежат 38% "Газпрома". В начале текущего года совет директоров попросил постоянного аудитора газового гиганта, компанию PricewaterhouseCoopers, проверить связи с "Итерой". Борис Федоров, член совета директоров, не являющийся сотрудником "Газпрома" и представляющий интересы мелких акционеров, выразил сомнения в том, что PWC будет копать достаточно глубоко для того, чтобы выявить возможные нарушения, поскольку они не были выявлены в ходе предыдущих аудитов. Он потребовал пригласить другого аудитора, но совет директоров на это не пошел.
"Итера", в состав которой входит более 130 предприятий, многие из которых зарегистрированы в оффшорных зонах, не предоставила списка всех дочерних предприятий и не дала четких объяснений по поводу характера их взаимоотношений с группой "Итера". Компания обнародовала информацию об основных - по ее собственным словам - дочерних предприятиях, продемонстрировав схему трех бизнес-кластеров, во главе каждого из которых стоит подразделение Itera Group, находящееся в полной собственности материнской компании. Эти кластеры - Itera International Energy, Джексонвиль, Флорида; Kayton Corp. NV, зарегистрированная на голландских Антильских островах; и Itera Holding BV, Амстердам.
В прошлом месяце появились документы "Итеры", согласно которым ОАО "Газпром" является участником одной из компаний группы "Итера", зарегистрированной во Флориде. Вице-президент "Итеры" Стивен Кеглер сказал, что в документе представлена неверная информация, и что "Газпром" никогда не был ни учредителем, ни акционером этой компании. По его словам, между этими двумя компаниями обсуждалась возможность приобретения "Газпромом" пакета акций, но такая договоренность не была достигнута. В то же время документ, в котором "Газпром" был заранее вписан в число собственников компании, был составлен для того, чтобы зарегистрировать офис "Итеры" за рубежом, объяснил он.