Значительная часть Центральной и Восточной Европы рискует выпасть из процесса общеевропейской интеграции и вновь оказаться в орбите Кремля. В настоящее время президент России Владимир Путин и его ближайшие помощники предпринимают активные шаги по усилению российского влияния на Украине, в Белоруссии и Молдавии. При этом он опирается на противников европейской интеграции в этих странах.
Речь идет о белорусском диктаторе Александре Лукашенко, правящей коммунистической партии в Молдавии и некоторых коррумпированных олигархических группах на Украине, которым Кремль пытается обеспечить поддержку со стороны украинской компартии, устроив своего рода временный брак по расчету. Большинство - хотя и не все - этих сил придерживается открыто просоветских взглядов. Большинство из них - хотя и не все - сильно коррумпированы; некоторые связаны с организованной преступностью.
На Украине - это главный приз в этой игре, где силы участников явно неравны - недавно прошли парламентские выборы. Опросы общественного мнения предрекали убедительную победу прозападному блоку "Наша Украина", возглавляемому очень популярным бывшим премьером Виктором Ющенко. В состав этого блока входят сторонники рыночных реформ, демократического открытого общества и тесных отношений с Западом. Встревоженный Кремль тут же предпринял активные усилия, чтобы изменить исход выборов в пользу своего нынешнего украинского протеже.
Как заявил в преддверии выборов один из главных советников Путина, Глеб Павловский, Москва хочет найти "украинского Путина". Это подразумевает подготовку плавного и незаметного перехода власти от президента Леонида Кучмы, который балансирует между интересами Запада и России на Украине, к более сильному, авторитарному и, естественно, более пророссийски настроенному преемнику. Кроме того, это означает блокирование попыток Ющенко занять президентский пост и принятие мер к тому, чтобы "Наша Украина" не добилась успехов на украинской политической арене.
Действиями украинских олигархических группировок руководили политические советники Путина и специалисты в области PR. Российские телеканалы, находящиеся теперь под контролем Кремля, освещали события на Украине очень тенденциозно. Телеканалы, принадлежащие украинским союзникам Москвы, выставляли ориентированных на Запад украинских реформаторов опасными заговорщиками, действующими в ущерб интересам России. Блок "Наша Украина" почти не имел доступа к электронным СМИ.
По итогам выборов этот блок занял второе место, лишь незначительно уступив пропрезидентским силам. В этой ситуации украинская компартия стала незаменимой для Кремля, стремящегося сформировать в парламенте Украины пророссийское большинство. В связи с этим Путин принял в Кремле лидера компартии Украины Петра Симоненко.
И все же ситуация, сложившаяся на Украине после выборов, не выглядит такой уж мрачной. Ориентированные на отношения с Европой и НАТО политические силы представлены в различных партиях, в том числе пропрезидентских. Западу следует продолжать поддерживать контакты с этими силами вместо того, чтобы прислушиваться к заявлениям Москвы о том, что Россия и Украина должны вместе интегрироваться в Европу, хотя темпы интеграции могут быть разными. При таком подходе Украина навсегда оказалась бы привязанной к России.
В Белоруссии авторитарное правление Лукашенко и умелое использование им ностальгии по бывшему СССР гарантирует пророссийскую ориентацию этого государства. В сентябре прошлого года Путин и его администрация решительно поддержали Лукашенко в его борьбе за переизбрание на президентский пост. Подвергнутый на Западе остракизму за свои диктаторские замашки, Лукашенко, который сам относится к Западу крайне враждебно, может, помимо Москвы, рассчитывать на симпатию со стороны таких стран, как Китай, Ирак и Куба.
Путин - далеко не первый российский лидер, оказывающий политическую поддержку Лукашенко. На международных форумах Россия зачастую в одиночку выступает в качестве адвоката белорусского лидера, критикуемого международным сообществом за злоупотребления властью. Россия преследует в Белоруссии три главные цели: создать буфер между Россией и НАТО, образовать "союзное государство", чтобы Белоруссия не смогла самостоятельно войти в Европу, и предоставить российскому капиталу возможность участвовать в приватизации белорусских государственных активов. У демократической оппозиции Белоруссии все эти цели вызывают неприятие.
В Молдавии Кремль защищает единственный в Европе коммунистический режим от мирных демонстраций протеста, которые вот уже четвертый месяц проходят в Кишиневе. С начала года Путин не меньше четырех раз выступил с заявлениями в поддержку этой реакционной партии.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что российское руководство делает ставку на просоветские, авторитарные и антирыночные силы, стремясь усилить российское влияние в этой части Европы. Между тем Путин утверждает, что Россия заслуживает более важной роли в НАТО и права голоса в ЕС. Он, видимо, рассчитывает на то, что Запад проигнорирует поддержку, оказываемую Кремлем антиевропейским силам.