В субботу сотни российских военнослужащих выступили против чеченских сепаратистов, взявших заложников в Ингушетии на границе с истерзанной войной Чечней.
В перестрелке, по сообщениям агентств, погибли четыре боевика и два заложника, ранения получили шестеро федеральных военнослужащих. Военные, решив, что группа боевиков планирует проведение теракта-самоубийства в России, обстреляли из крупнокалиберных пулеметов дом, где залегли боевики со своими пленниками, среди которых были офицеры местной милиции и семья с детьми. Огонь велся до тех пор, пока дом не превратился в дымящиеся руины.
Эти события в Ингушетии последовали за неделей кровопролития, в течение которой боевики убили десятки российских солдат и промосковски настроенных представителей чеченской полиции. Гибель 15 гражданских лиц вновь разожгла сомнения и в самой Чечне, и на международном уровне относительно ситуации в сфере безопасности и прав человека в регионе, который, по утверждениям Кремля, находится под его контролем.
На прошлой неделе Москва выиграла вотум доверия: главный правозащитный орган ООН отверг требование ЕС осудить предполагаемые нарушения прав человека российскими силами безопасности в мятежной республике. Это уже третий по счету год, когда ЕС оказывается не в состоянии выступить единым фронтом с осуждением России за насильственные исчезновения людей, внесудебные казни и приводимые в исполнение в упрощенном порядке наказания, имеющие место пытки, которые, по словам чеченского населения и правозащитных организаций, широко распространены в Чечне.
Россия привязывает чеченское насилие к международному терроризму и отвергает внешние попытки посредничества в конфликте, называя их вмешательством во внутренние дела страны. Президент Владимир Путин исключает возможность переговоров с сепаратистами и вместо этого настаивает на политическом разрешении, основанном на постепенной передаче контроля в Чечне промосковскому президенту, избранному в прошлом году.
ЕС придерживается мнения, что осуждению должны были подвергнуться также теракты-самоубийства чеченских боевиков, которые за прошедшие два года унесли жизни сотен человек по всей России, и указывает на то, что без соблюдения и внимания к правам человека конфликт разрешен не будет.
Российские войска и верные им чеченские силы продолжают нести ежедневные потери, они до сих пор не смогли захватить лидеров сепаратистов Аслана Масхадова и Шамиля Басаева. С наступлением весны российские войска активизировали свою охоту - пока чеченский лес не покрылся листвой, которая облегчит сепаратистам попытки спрятаться от российских истребителей.
Российские войска также усилили зачистки против боевиков в Ингушетии, которая населена людьми, говорящими на одном с чеченцами языке и исповедующими ту же религию, ислам. Именно во время одной из таких зачисток и вспыхнула перестрелка: боевики открыли огонь по российским военным и взяли в заложники двух милиционеров, а потом захватили дом в приграничной станице Орджоникидзовская и потребовали свободного прохождения к базе сепаратистов в южной горной части Чечни.
Правозащитные организации сообщают о том, что в Чечне было найдено 9 тел гражданских лиц со следами внесудебной казни. Из них 8 человек исчезли неделю назад: их увезли из домов вооруженные люди в масках на бронемашинах, предположительно принадлежащих федеральным силам.
Несколько организаций, включая Human Rights Watch и Amnesty International, выступили с заявлением, в котором осудили "насильственные исчезновения, изнасилования, пытки и внесудебные казни со стороны федеральных войск", которые, по утверждению организаций, случаются в Чечне каждый день.
Российские вооруженные силы отвергают все обвинения и списывают убийства на боевиков, которые таким образом наказывают жителей Чечни за отказ предоставить пищу и убежище.