Счетная палата провозгласила необходимость "наведения порядка"
В субботу глава российской Счетной палаты подверг суровой критике приватизацию 90-х годов и сообщил, что его ведомство собирается вернуться к изучению ее результатов. Чтобы российское экономическое чудо стало возможным, говорил он, негативные последствия "пиратской приватизации" должны быть преодолены еще в этом году. Впрочем, возможно, что его заявления приведут к обратному результату.
Собственно, такое заявление старого политического игрока не может быть необдуманным: Сергей Степашин, глава российской Счетной палаты, не оставил в субботу камня на камне от приватизации 90-х годов. Уроженец Санкт-Петербурга, выходец из кругов так называемых силовиков, который в 1999 году в течение трех месяцев возглавлял российское правительство, безусловно понимал, что его высказывания на проходившей в Москве на фоне обостряющегося кризиса вокруг концерна ЮКОС конференции по вопросам приватизации падают на раскаленную сковороду.
Возврат к известным ошибкам
На конференции Степашин, как сообщило агентство "Интерфакс", сказал, что приватизация 90-х годов проводилась "пиратскими методами". Она обусловила возникновение олигархического капитализма, при котором некоторые благодаря имуществу, приобретенному на подозрительно льготных условиях, получали неоправданно высокие доходы, которые чрезвычайно раздули системную коррупцию.
Высокая степень концентрации собственности - прежде всего, в сырьевых секторах - препятствует экономическому развитию и большей диверсификации экономики, утверждал выпускник московской Военно-политической академии имени Ленина.
Хотя статистико-экономические высказывания Степашина звучали так, будто он усердно изучал недавно опубликованное исследование Международного банка реконструкции и развития, его выводы были совершенно иными, он потребовал от правительства, чтобы оно меньше прислушивалось к советам зарубежных экспертов.
Среднесрочные экономические программы девяностых годов, принимавшиеся прежним российским правительством, излишне опирались на программы и рекомендации МБРР и МВФ. Сегодня перед политикой стоят иные задачи и она должна искать собственные новые пути, заявил Степашин. Чтобы осуществить российское экономическое чудо, необходимы новые формы экономического, политического и организационного сотрудничества между государством, обществом и частным бизнесом.
После этого глава Счетной палаты заявил, что его ведомство собирается еще раз вернуться к проверке результатов приватизации 90-х годов. Сейчас уже очевидно, что народное достояние было продано за бесценок. При приватизации 145 тысяч предприятий казна в течение последних десяти лет получила всего 9,7 млрд долларов, что соответствует, например, сумме, которую россияне тратят в зарубежных поездках в течение одного года.
Многократные переходы собственности их рук в руки, состоявшиеся с тех пор, делают невозможным доскональную проверку всех итогов приватизации, заявил Степашин и успокаивающе добавил, что о национализации нет и речи. Однако в отдельных случаях, когда приватизация предприятий проходила с серьезным нарушением, что доказано документами, имеющимися в прокуратуре, государственные органы могут в ближайшее время вернуться к этому вопросу, многозначно добавил Степашин.
Чтобы в будущем можно было исключить "неожиданности", как в случае ЮКОСа, и чтобы избежать продолжительного состояния неопределенности, новая проверка результатов приватизации с соответствующими выводами должна быть завершена до конца года. Это будет одновременно и политическое и экономическое решение, пообещал Степашин, который уже некоторое время назад сообщил корреспонденту нашей газеты, что своей первоочередной задачей в нынешней должности он считает служение политике президента.
Страх перед новым переделом собственности
Характерно, что председатель ведущего Союза предпринимателей Аркадий Вольский не осмелился открыто осудить политику Степашина. Государство, конечно, имеет право знать, не обокрали ли его, сказал он, добавив при этом, что предприниматели со смешанными чувствами ожидают новой проверки Счетной палаты, которая коснется многих из них.
Если будут выявлены нарушения, то незаконно приобретенную собственность можно было бы, например, обложить специальным налогом, средства от которого пошли бы на борьбу с бедностью, предложил глава Союза предпринимателей. Однако бросать в тюрьму и лишать собственности успешных предпринимателей только за нарушения правил приватизации - это, считает он, неподходящий метод.
В том, что сейчас российский бизнес охвачен страхом, нет никаких сомнений. Никто из олигархов не хочет невпопад сделанным заявлением обратить на себя гнев вновь окрепшего Кремля. Тем не менее в частном порядке многие признаются, что они опасаются намерений политиков, которые, громко требуя пересмотра итогов приватизации, якобы заботятся об общественном благе.
Многие видят за этим, скорее, не заявленные высокие цели, а стремление к новому переделу собственности. Россия, как известно, очень коррумпированная страна. Политики здесь практически никогда не живут на официальную мизерную зарплату. Люди, нагревшие руки на взятках, связанных с приватизацией 90-х годов, это, прежде всего, союзники бывшего президента Бориса Ельцина. Поэтому не так уж беспочвенны опасения, что для силовиков, вновь пришедших к власти при Владимире Путине, главное - это отхватить себе кусок пирога.
Чтобы передел собственности не казался таким уж привлекательным, экономике срочно нужны ясные правила, более явное отделение ее от государства, а также больше прозрачности и конкуренции. Поэтому расплывчатые угрозы всеобщего пересмотра итогов приватизации создают для российского экономического чуда не лучшие перспективы.
Скорее, худшие: они усиливают ощущения неуверенности и страха перед репрессивными мерами. Ведущие предприниматели уже не стремятся к прозрачности своих фирм. Вместо этого они снова рассчитывают на безопасность, гарантированную в ходе закулисных переговоров, и сложные схемы маскировки.