Налицо мировой рекорд. Так высоко цена на нефть еще не поднималась. Тот, у кого есть, что продать, может извлечь большую выгоду. Россия находится в двойном выигрыше: растет цена на нефть, за ней подтягивается и цена на газ, а, как известно, народное хозяйство России находится в прямой зависимости от экспорта этого сырья. "Народное" хозяйство подразумевает в данном случае государственную власть. Президент Владимир Путин объявил горючее сырье стратегически важным богатством, которое, по всей видимости, можно использовать в политических целях; далее - смотри на Украину.
Во время встречи "большой восьмерки", саммит которой в этом году готовит Путин, как президент страны-председателя, Путин сможет наконец расправить плечи. Скорее всего, во время встречи на высшем уровне его не будут упрекать в чеченской войне и затрагивать такие темы, как свобода слова и цивилизованное развитие страны; с ним теперь надо вести себя как можно более вежливо. У него есть стратегические ресурсы, которые он применяет в качестве политического оружия; а нам - то есть Евросоюзу, да и азиатским государствам - нужно это сырье, и поэтому мы делаем акцент на стратегическом партнерстве. Это оправданно, но не является разрешением на круговую поруку. Заговорщическое молчание не должно стать традицией.
Российская нефтяная мощь имеет и обратную сторону. Зависимость от нефтедоллара сводит на нет необходимые мероприятия в промышленной сфере и дифференцированную политику инвестирования. В прошлый раз после нефтяного бума Советский Союз попал как раз в такую ловушку. Ценой стала брежневская стагнация.