Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 апреля 2006 г.

Брайан Ноултон | International Herald Tribune

Буш и Ахмадинежад занимают жесткие позиции

Дипломатическому совещанию в Москве во вторник не удалось прийти к соглашению о том, как лучше усилить давление на Иран в связи с его ядерной программой, а тем временем американский и иранский президенты, используя жесткие выражения, высказали свои бескомпромиссные позиции.

Президент Буш, отвечая на вопрос журналиста, не исключил возможность ядерного удара с целью предотвратить создание Ираном атомного оружия, если дипломатия провалится, сказав, что "все варианты остаются открытыми". Но он добавил: "Мы хотим решить эту проблему дипломатическим путем и многое для этого делаем".

В Тегеране на параде, посвященном Дню армии, президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что армия должна быть в "постоянной готовности", и предупредил, что Иран "даст по рукам любому агрессору", сообщило Associated Press.

В Москве заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс заявил Associated Press, что дипломаты пяти стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, и Германия признали "необходимость жесткой реакции на грубое нарушение Ираном своих международных обязательств". Но он сказал, что переговоры о возможности санкций против Тегерана не привели к соглашению. Бернс добавил, что США ждут от Совета Безопасности действий, если Иран не прекратит обогащение урана в установленный срок, до 28 апреля.

Ни он, ни другие американские чиновники не говорят, смягчили ли Россия и Китай свое отношение к санкциям.

Напряженность вокруг Ирана способствует росту цен на нефть. Стоимость нефти с доставкой в мае во вторник выросла на 95 центов, до 71,35 за баррель на Нью-Йоркской бирже.

Дипломаты, собравшиеся в Москве, надеялись прийти к какому-то общему мнению относительно того, как убедить Иран прекратить работу над ядерным оружием. Подробности заседания пока неизвестны.

За несколько часов до совещания в Москве Ахмадинежад предупредил армию, что она должна быть готова защитить Иран.

"Сегодня вы - одна из самых сильных армий мира, потому что с вами Аллах", - заявил Ахмадинежад.

"Земля Ирана создала мощную армию, которая может защитить политические границы и целостность иранского государства, дать по рукам любому агрессору и выжечь позорное клеймо на его лбу".

Но он стремился подчеркнуть, что у Ирана нет агрессивных намерений. "Мощь нашей армии не будет угрозой ни для одной страны, - заявил он. - Она смиренна с друзьями и готова атаковать врагов как метеор".

США и Британия заявили, что, если Иран не прекратит обогащение урана до 28 апреля, даты, назначенной Советом Безопасности, они будут добиваться резолюции, делающей это требование обязательным.

Россия и Китай, имеющие экономические и стратегические связи с Ираном, утверждают, что дипломатии надо дать еще время. Пресс-секретарь российского МИДа Михаил Камынин ранее заявил, что ни санкции, ни применение силы не приведут к решению проблемы. Но министр иностранных дел Сергей Лавров призвал Иран прекратить обогащение урана.

В кратком заявлении после кадровых перестановок в Белом доме Буш сказал, что будет убеждать президента Китая усилить давление на Иран во время визита Ху Цзиньтао в Белый дом в ходе четырехдневного американского турне.

Цуй Тянькай, отвечающий в Китае за нераспространение ядерного оружия, в выходные посетил Тегеран в попытке убедить иранских лидеров искать решение путем переговоров.

Во вторник Цуй провел 90-минутное совещание с Бернсом перед заседанием в Москве, заявил пресс-секретарь Госдепартамента Шон Маккормак.

До окончания московской встречи он сказал, что дипломатам предстоит обсудить, каким образом Совет Безопасности может усилить давление на Иран, "будь то санкции, арест активов или ограничения на поездки дипломатов". Маккормак добавил, что обсуждался и вопрос о том, как могут усилить давление конкретные страны.

Буш призвал к объединенным усилиям страны, "признающие опасность ядерного оружия в руках Ирана". США тесно сотрудничают по этой проблеме с Британией, Францией и Германией.

Президент сказал, что "все варианты остаются открытыми", отвечая на вопрос журналиста, имел ли Буш в виду, когда выразился так ранее, возможность ядерного удара.

Эта фраза стала клише чиновников администрации с прошлого лета, когда она выразила свою озабоченность по поводу Ирана.

В марте ее использовал вице-президент Дик Чейни, и она была воспринята как намек на военную операцию или даже свержение режима в Тегеране. "Мы, совместно с другими государствами, посылаем этому режиму внятный сигнал, - заявил Чейни. - Мы не позволим Ирану получить ядерное оружие".

Он также добавил, что Совет Безопасности "предпримет осмысленные действия", если Иран и дальше будет вести себя вызывающе.

Речь Ахмадинежада транслировало иранское телевидение, а иностранные военные атташе присутствовали на параде, на котором Иран продемонстрировал невидимые для радаров ракеты и сверхскоростные торпеды.

Ахмадинежад, который после прихода к власти сделал ряд провокационных заявлений, на прошлой неделе шокировал иностранных наблюдателей, заявив, что Иран обогатил уран, используя 164 центрифуги. Это важный шаг, ведущий либо к производству топлива для АЭС, либо к созданию атомной бомбы.

Иран также утверждает, что применяет более сложный метод производства топлива, используя центрифугу P-2, что может значительно ускорить разработку ядерного оружия.

Хотя Иран настаивает на своем праве вести исследования в сфере гражданской энергетики, США подчеркивают, что Иран лишился доверия мирового сообщества, годами скрывая части своей ядерной программы.

Американские чиновники напоминают о публичных призывах Ахмадинежада к уничтожению Израиля.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru