Идет сражение за остатки разгромленного нефтяного концерна. В центре событий - нефтеперерабатывающий завод в Литве
Окончательное "всё" для российского концерна ЮКОС стало очевидным: он потерял с октября 2003 года 33 млрд долларов своей рыночной стоимости, а его главное дочернее предприятие "Юганскнефтегаз" поглощено государственным нефтяным концерном "Роснефть". Выдвинутое ЮКОСу дополнительное налоговое требование в размере 30 млрд долларов было покрыто, но это далеко не конец. Российские активы компании заморожены.
Признаки приближающегося конца
В июне московский суд по делам о несостоятельности будет принимать решение об объявлении концерна банкротом. О скорой кончине компании свидетельствует также лихорадочная борьба за ее иностранные активы. После того как в феврале российским нефтяным концерном "Роснефть" было приобретено 49% акций словацкой компании Transpetrol, принадлежавших ЮКОСу, разговор теперь идет о 53,7% акций нефтеперерабатывающего завода Mazeiki nafta в Литве.
Этот нефтеперерабатывающий завод на Балтике один обеспечивает 20% литовского ВВП. С 2005 года на нем перерабатывается 9 млн тонн нефти, добываемой по большей части концерном "Лукойл".
Уже несколько месяцев четыре нефтяные компании - "Лукойл", TNK-BP, польская PKN Orlen и казахский "КазМунайГаз" - безуспешно ведут переговоры с литовским правительством о пакете акций ЮКОСа. Изначально участвовать в конкурсе на получение тендера хотел и контролируемый Робертом Новиковским австрийский трейдер Jurimex, а также живущий в Вене и впавший в немилость "Газпрома" Яков Голдовский. Однако вскоре они вышли из борьбы.
В конце предыдущей недели ситуация обострилась. Литовское правительство договорилось с ЮКОСом о быстром оформлении продажи. В пятницу российская газета "Коммерсант" сообщила, что литовская сторона достигла с ЮКОСом договоренностей по принципиальным вопросам: выкупить долю концерна за 1,7 млн долларов и вместе с 20% своего собственного пакета акций перепродать казахскому "КазМунайГазу".
Большая часть вырученных денег понадобится ЮКОСу на погашение долга в размере 660 млн долларов своему основному акционеру GML (бывшая группа Menatep). В декабре 2005 года окружной суд Амстердама постановил, что иностранные активы ЮКОСа должны быть проданы в счет погашения вышеназванной суммы, а также в счет погашения долга иностранным кредиторам в размере 482 млн долларов. Обязательства по последней сумме взяла на себя компания "Роснефть". В этой связи российское правительство предупредило литовские власти, что выручка от продажи должна поступить на счета основного кредитора, то есть "Роснефти".
Находящийся в настоящее время в добровольной ссылке в Лондоне Стивен Тиди, президент ЮКОСа, которому отказываются подчиняться менеджеры концерна, намерен как можно скорее завершить сделку по продаже доли компании в литовском заводе. Иначе видит картину Эдуард Ребгун. 28 марта арбитражный суд Москвы назначил его временным исполняющим обязанности управляющего компанией ЮКОС, поставив некоторым образом концерн под опеку.
А поскольку в арбитражном суде Москвы по инициативе "Роснефти" открыто конкурсное производство по делу ЮКОСа, активы компании - речь идет о сумме более 30 млн рублей (1 млн долларов) - не могут быть проданы без согласия Ребгуна. Сделка с литовским НПЗ помешала бы конкурсному производству. Тиди, заверивший Ребгуна, что все российские законы будут соблюдены, заявил однако, что ЮКОС владеет пакетом Mazeikiu nafta не напрямую, а через зарегистрированную в Нидерландах компанию Yukos International UK B.V. Для того чтобы защитить иностранные активы концерна, Ребгун подал иск в суд США по делам о несостоятельности в попытке не допустить продажу принадлежащего компании НПЗ Mazeikiu nafta в Литве. В итоге объявлен десятидневный мораторий, который может быть продлен в пятницу.
Ожидаемый конец истории: государственная компания "Роснефть", присоединившая недавно "Юганскнефтегаз", поглотит также и зарубежные активы компании.