Гарри Каспаров, чемпион мира по шахматам и оппозиционер, дал интервью газете STANDARD
Гарри Каспаров, одна из ключевых фигур демократической оппозиции в России, приезжает на следующей неделе в Вену.
- Объясните нам психологию российской элиты: возьмем для примера мэра Москвы Юрия Лужкова, который только что получил Большой золотой почетный знак за заслуги перед федеральной землей Вена, а его супруга приобрела в Тироле площадку для игры в гольф. В Москве же Лужков запретил вам проведение шествия.
- Эти люди знают, что в случае нарушения прав человека им не грозят никакие последствия. Демократия для них - это способ ввести народ в заблуждение.
- Почему власти реагируют настолько нервозно?
- Потому что они не способны разговаривать с людьми. Полицейское государство было создано еще до этих событий. Однако теперь весь мир увидел, как оно функционирует. Это неслучайно. Сегодня любая критика Путина уже считается экстремизмом, из-за чего меня и вызывали в ФСБ.
- Неужели система столь хрупка, что панику могут посеять несколько тысяч демонстрантов?
- В наших условиях несколько тысяч - это уже прорыв в сознании, тем более что люди сильно рискуют. Власть боится, что однажды людей, вышедших на улицу, окажется в десять раз больше. Но чем сильнее будут репрессии, тем сильнее возрастет и сопротивление.
- До сих пор экономическая ситуация была благоприятной.
- Да, для некоторой части населения. Для большинства в течение двух последних лет она ухудшилась. Средняя заработная плата возросла; но это как средняя температура по больнице - она тоже может быть нормальной. Примерно 85% населения никак не участвуют в распределении доходов от нефти. До сих пор власть извлекала из высокой цены на нефть свою выгоду. Теперь же начинаются проблемы: инфраструктура разваливается, возникает потребность в инвестициях. А тут еще и проблема 2008 года - вопрос наследования Путину. Ведь новый президент сразу же поквитается со всеми своими бывшими коллегами.
- Вы говорите, что протесты усиливаются. Однако 85% населения довольно Путиным.
- При проведении опросов люди высказывают Путину поддержку от страха. Экономическую ситуацию они оценивают иначе.
- Но ведь все говорят, что, в конечном счете, улучшить положение может один лишь Путин.
- В отсутствие политической конкуренции и в условиях полицейского контроля я бы не стал доверять никаким опросам. Наши демонстранты представляют собой широкий демографический спектр. Люди боятся, что страна развалится, если они выйдут на улицу. Они боятся, что с ликвидацией коррумпированной системы будет еще хуже, что повторится 1991 год. Это психологическая травма, которая засела очень глубоко.
- Бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони утверждает, что целью ваших неразрешенных демонстраций было спровоцировать власти.
- Тяжело говорить с последователем дуче. Берлускони и Шредер - это те люди, которые разрушают идею демократии в мозгах россиян. Это продажные сообщники преступной деятельности Путина.
- Разделяете ли вы мнение, что Запад не может помочь россиянам в построении демократии?
- Да. Единственное, чего мы хотим, так это того, чтобы Путину перестали помогать дискредитировать демократию. Сегодня, что касается Германии, стало немного лучше, ведь благодаря тому, что Ангела Меркель родилась в ГДР, она все это понимает.
- Ваша платформа объявлена не как либеральная, а как объединяющая большой спектр сил, вплоть до национал-большевиков. Это делает вас уязвимым.
- У нас сегодня демократическое правительство может быть только коалиционным. Наша общая цель - это восстановление фактически упраздненного института свободных выборов. Следующий этап - это ограничение президентской власти и передача полномочий парламенту и регионам.
- По какому сценарию будут развиваться события?
- Я не сомневаюсь, что осенью Россия скатится в глубокий политический кризис и раскол в Кремле станет очевидным. К октябрю в Кремле уже выявятся победители. Проигравшим придется как-то реагировать. Для многих вариант совместного с нами воссоздания демократических институтов, возможно, окажется наилучшим выходом, чтобы хотя бы сохранить свое благосостояние.
- Были ли уже попытки установления контактов?
- Это чувствуется по атмосфере. Кроме того, сегодня я приглашен в "Клуб-2015", это вторая команда наших олигархов. Поддержка растет.
- При всем энтузиазме: что вы считаете реалистичным?
- Нашей целью является допущение наших кандидатов на президентские выборы 2008 года. Мы надеемся, что на улицу выйдет достаточно много людей.