Канцлер не изменила своего отношения к возможному вступлению Грузии в НАТО, подчеркивает координатор германо-российского сотрудничества по линии общественности Андреас Шокенхофф (ХДС)
- Господин Шокенхофф, госпожа канцлер провела переговоры с обеими сторонами конфликта на Кавказе. Каков был результат переговоров?
- Канцлер довела до сведения обеих сторон, что решение Совета НАТО, принятое в апреле в Бухаресте, правильное и остается в силе. Грузия может стать членом НАТО. У России в данном случае нет права вето. Но так называемый МАР, План действий по присоединению, может быть инициирован, только если в самой Грузии для этого будут предпосылки.
- Какие для этого существуют препятствия?
- НАТО не может принимать в свои ряды государства, которые принесут с собой неуверенность. Каждый новый партнер по НАТО, напротив, должен способствовать укреплению безопасности.
- Меркель требует вывода российских войск из центра Грузии. Что подразумевается под "центром"?
- Я понимаю под этим Грузию без Южной Осетии и Абхазии, которые провозгласили свою независимость, но территориально входят в состав Грузии.
- Значит ли это, что и канцлер считает, что эти территории потеряны для Грузии?
- Нет, территориальная целостность Грузии не ставится под вопрос. Но сейчас по очереди нужно выяснить следующие моменты: во-первых, российские войска должны отойти на исходные позиции, на которых они находились до начала военного противостояния. Во-вторых, между конфликтующими сторонами должны быть выяснены спорные вопросы. И в-третьих, какие миссии наблюдателей и миротворцев будут приемлемы для обеих сторон? И только в этом случае будут основания говорить о других вопросах.
- До сих пор основную часть миротворцев предоставляла Россия. Получается, теперь Москва себя дисквалифицировала?
- Грузия тоже предоставляет миротворцев. Российские и грузинские войска в настоящее время не могут следить за исполнением условий соглашения. Несомненно, должен быть продуман новый состав миротворческого контингента.
- В каких рамках?
- Конечно, желательно принятие резолюции Совбезом ООН. В последние дни свою дееспособность доказал в первую очередь Евросоюз. Саркози и канцлер Меркель держали переговорные каналы открытыми и не впали в привычное безмолвие и конфронтационное оцепенение.
- Еще один спорный момент: как в дальнейшем стоит выстраивать отношения с Россией?
- Становится очевидным, насколько верной была позиция Германии на саммите НАТО в Бухаресте. Поспешное принятие Грузии в НАТО было бы так же ошибочным, как и та позиция, которая наделяет Россию полномочиями принимать по этому поводу решения. Это позиция Германии, которая остается неизменной.
- Считаете ли вы, что конфликт между Россией и Украиной может обостриться по тому же сценарию?
- Опасности я никакой не вижу, в том числе и потому, что Россия, надеюсь, поняла, какой вред своему международному имиджу она принесла своими действиями в Грузии. России Европа нужна как партнер - в политическом, но прежде всего в экономическом плане. Я думаю, что Россия не хочет еще больше поставить под сомнение это партнерство.