Сегодня будет проведен подсчет, и никто не говорит, что исход будет положительным. На чрезвычайную встречу министров иностранных дел НАТО каждый прибывает со своим видением перспектив Кавказа. Ко всем обращен оскорбленный и угрожающий взгляд Москвы, которая устами своего представителя при Североатлантическом альянсе Дмитрия Рогозина предостерегает: "Если саммит займет не взвешенную позицию, не будет основываться на реально произошедших фактах, мы не сможем продолжать наши отношения с НАТО, они не будут такими, как сегодня". Поэтому экивоков быть не должно: "Мы не хотим слышать, как о Саакашвили говорят как о святом". В духе прошедшей холодной войны прозвучал ответ госсекретаря Кондолизы Райс: "НАТО не позволит Москве одержать победу в Грузии, дестабилизировать ситуацию в Европе и выстроить, таким образом, новый "железный занавес". Москва затеяла опасную игру, поигрывая военными мускулами".
С какой стороны ни глянь, с Востока или с Запада, сегодня под большим вопросом оказался Совет Россия-НАТО, иными словами, сотрудничество между Москвой и союзниками в области безопасности. Как минимум. Лондон и Вашингтон возглавили группу стран, занимающих жесткие позиции. Они прибыли в штаб-квартиру альянса в Брюсселе, убежденные в том, что для того, чтобы остановить Москву и защитить Грузию, требуется "нечто большее, чем символические жесты". С другой стороны, фронт осторожности возглавляют Франция (очередной председатель ЕС) и Германия, которая на саммите глав внешнеполитических ведомств представляет более мягкую позицию (после того, как канцлер Ангела Меркель горячо поддержала вступление Грузии в НАТО - еще один вопрос, стоящий в сегодняшней повестке дня). Франк-Вальтер Штайнмайер (близкий к бывшему канцлеру Шредеру) высказал пожелание, чтобы союзники не отвечали "условным рефлексом". Никакой приостановки деятельности Совета, никакого запрета на вступление в ВТО, никакого исключения из G8. Нет "наказаниям", о которых говорят англосаксонские делегации, "да" диалогу. Об этом говорил вчера министр иностранных дел Бернар Кушнер: никаких ультиматумов, "мы не угрожаем" ("но Москва должна вывести свои войска").
Маловероятно, что в условиях такого раскола может пройти предложение Соединенных Штатов и Великобритании об отправке военных наблюдателей НАТО для мониторинга прекращения огня. До вчерашнего утра более вероятным было расширение миссии ОБСЕ. Но во второй половине дня на саммите в Вене представитель Москвы не поддержал эту инициативу: прежде всего русские хотят знать национальность новых наблюдателей, место их дислокации и точный мандат. Еще один узел, который будет обсуждаться на сегодняшнем совещании.