Польша - это последняя жертва американской внешней политики, продиктованной военно-промышленным лобби в Вашингтоне
Таковы реалии современной жизни. Тогда как Россия продемонстрировала, что может произойти с ее бывшими союзниками, докучающими ей, Польша согласилась разместить у себя американскую базу ПРО. Русские, как и ожидала Польша, не заставили себя долго ждать с ответом. Это доказывает тот факт, что система ПРО действительно необходима: она остановит ракеты, которые Россия теперь направит на Польшу, Чехию и Великобританию в ответ на их участие в системе противоракетной обороны.
Американское правительство настаивает на том, что перехватчики, которые будут установлены на побережье Балтийского моря, не имеют никакого отношения к России - их цель в том, чтобы защитить Европу и США от межконтинентальных баллистических ракет, которыми не обладают Иран и Северная Корея. Вот почему их размещают в Польше, которая, как известно каждому студенту-географу в Техасе, граничит с обеими странами-изгоями.
Они позволяют нам заглянуть в будущее, в котором системы ПРО, по словам Пентагона, "защитят нашу родину... и наших друзей и союзников от атаки баллистических ракет". Хорошая новость состоит в том, что при нынешних темпах прогресса надежные системы ПРО появятся через какие-то 50 лет. Плохая новость в том, что до их появления оставалось всего 50 лет на протяжении последних шести десятилетий.
Системы разрабатываются с 1946 года, но пока результат нулевой. Вы бы не узнали этого, если бы прочитали пресс-релиз, опубликованный агентством противоракетной обороны Пентагона: слово "успех" встречается чаще, чем любое другое существительное. Правда в том, что программе удалось сбить две из пяти ракет, выпущенных во время испытаний их главного компонента, системы GMD. Но, к сожалению, эти испытания не имеют ничего общего с настоящим ядерным ударом.
Все проводимые до сих пор испытания - успешные или нет - были инсценировкой. Их цель, вид, траектория и направления известны до начала испытаний, на испытаниях используется только одна вражеская ракета, так как у системы нет шансов на то, чтобы сбить две и более.
Это указывает на одну из слабых сторон противоракетной обороны: перехватчикам нелегко выявить попытки врага обмануть их. Как отмечает бывший высокопоставленный представитель Пентагона, ответственный за противоракетную оборону, возможности другого государства обмануть систему безграничны. На каждую реальную выпущенную ракету можно выпустить серию фальшивок. Враг может вывести системы из строя даже с помощью металлической фольги. Такие технологии, доступные в каждом магазине, делают многомиллиардную систему бессильной. А еще враг может просто забыть о баллистических ракетах и совершить атаку с помощью крылатых ракет, против которых эта система не действует.
Система ПРО стоит так дорого, а способы обмануть ее так дешевы, что если бы американское правительство всерьез было заинтересовано в том, чтобы заставить ее работать, оно бы обанкротило страну - по тому же принципу, по которому гонка вооружений способствовала краху СССР. Но, потратив пару миллиардов долларов на ложные технологии, Россия заставит США потратить триллионы долларов на защитные меры. Коэффициент затрат таков, что даже Иран мог бы превзойти США по рентабельности.
США потратили на программу от 120 до 150 млрд долларов с тех пор, как Рональд Рейган запустил ее в 1983 году. При Джордже Буше затраты возросли. Пентагон запросил 62 млрд долларов на следующий пятилетний транш, и это означает, что общие затраты за период с 2003 по 2013 год составят 110 млрд долларов. Однако четких критериев успеха не существует. Как сообщается в документе, опубликованном в журнале Defense and Security Analysis, Пентагон изобрел новую систему финансирования, позволяющую программе ПРО обойти обычные стандарты затрат правительства. Она называется "спиральной" разработкой и очень удобна, так как позволяет затратам "по спирали" выйти из-под контроля.
"Спиральная" разработка означает, в соответствии с директивой Пентагона, что "условия окончания операции неизвестны в ее начале". Вместо этого программа может развиться любым угодным чиновникам способом. В результате, ни у кого не будет представления о том, чего достигнет программа или чего она уже достигла. Нет ни фиксированных дат, ни фиксированных расходов ни для одного компонента программы, ни штрафов за ошибки и неудачи, ни стандартов, по которым система будет оцениваться. И эта чудовищная схема не в состоянии достигнуть того, чего может достигнуть дипломатия, расходы на которую составили бы всего несколько сотен долларов.
Так зачем тратить миллиарды долларов на программу, обреченную на провал? Я дам подсказку: ответ содержится в самом вопросе. Она существует потому, что она не работает.
Американская политика из-за неспособности республиканцев и демократов справиться с финансовыми проблемами насквозь прогнила. Но при Буше коррупция достигла нигерийских масштабов. Федеральное правительство превратилось в орган корпоративного социального обеспечения, предоставляющий многомиллиардные контракты отраслям промышленности, приносящим миллионы долларов. Противоракетная оборона является самой большой кормушкой, волшебным пирогом, который не заканчивается, сколько бы от него ни отрезали. Потоки средств, выделяемых на оборону, аэрокосмическую отрасль, производственным и сервисным компаниям, никогда не иссякнут, потому что система никогда не будет работать.
Чтобы пирог не закончился, администрация должна преувеличивать угрозы, исходящие от стран, у которых нет средств для ядерной атаки, и игнорировать возможную реакцию со стороны тех, у которых эти средства есть. Россия не лишена собственных коррупционных влияний. На прошлой неделе можно было наблюдать зловещую радость на лицах российских генералов и представителей оборонных ведомств, которые сочли последние события оправданием для усиления своей власти и для того, чтобы потребовать увеличения бюджетов. Старая добрая Польша, как и Чехия и Великобритания, используются Америкой в качестве приманки.
Тот, кто стремится трактовать внешнюю политику США с точки зрения рациональной вовлеченности в международные проблемы или даже с точки зрения поиска эффективных мер усиления своего влияния, ищет не там, где надо. Интересы правительства всегда носили ограниченный характер. Оно пытается угодить лоббистам, повлиять на общественное мнение в критические моменты политического цикла, вписаться в безумные христианские фантазии и пособничать телекомпаниям, управляемым эксцентричными миллиардерами.
В действительности у США нет внешней политики. У них есть внутренняя политика с проектами, выходящими за пределы страны. Это грозит миру 57 вариантами разрушений, до которых нет дела нынешней администрации. Вопрос в том, кто на этом заработает и каковы будут политические дивиденды.