Это стало маленькой войной с серьезными последствиями. Конфликт на Кавказе показал, что Россия вернулась на мировую политическую арену как агрессивная супердержава, стремящаяся расширить сферы своего влияния. Теперь Европа должна отреагировать. Тот, кто хочет обозначить рамки амбициям Москвы, должен привнести стабильность на восточные рубежи Европы
Через 10 дней после начала военных столкновений на Кавказе пришло время подвести первые итоги. Итоги небольшой войны в маленькой стране, которая имела серьезные последствия - и изменила мир. Россия вернулась на мировую политическую арену как агрессивная супердержава, стремящаяся расширить сферы своего влияния.
Этому существуют две причины. С одной стороны, Россия сегодня вновь способна проецировать свою силу по другую сторону от своих границ. Владимир Путин стабилизировал страну автократическими методами, снова добившись эффективности внешней политики Москвы. Благодаря нефтегазовому буму у российского руководства снова появились финансовые средства, необходимые для того, чтобы, с одной стороны, успокоить население, а с другой - больше вкладывать в вооружение.
С другой стороны, сегодня страной руководит та политическая элита, которая тщеславно стремится восстановить былой великодержавный статус и заново провести постсоветские границы. В отличие от ЕС, у которого тоже хватило бы на это средств, но политики и общества которого точно не пойдут на подобный агрессивный великодержавный проект. Однако если Европа будет просто довольствоваться выступлением на правильной, с точки зрения морали, стороне истории, это ни к чему не приведет. Политика Европы в отношении России с треском провалилась - теперь ей на смену должна прийти новая.
Пока российские войска находятся в Грузии и идут переговоры относительно нового статус-кво, бесполезно наказывать Россию. Но после всего этого Запад должен дать однозначный ответ. Он может состоять в том, что вступление России в ВТО будет отложено или же она будет исключена из "большой восьмерки". Анализ затрат и прибыли в отношении Москвы должен быть пересмотрен.
Поскольку только в том случае, если Россия поймет, что подобное противоречащее международному праву поведение и неадекватные действия в Грузии могут иметь негативные последствия, в будущем Москва побоится прибегать к ним. Другими словами: кто слишком слабо отреагирует на войну, тот как бы пригласит Москву попытаться исполнить грузинский трюк (мы, дескать, пришли на помощь нашим гражданам) где-нибудь еще и воспользоваться этническими конфликтами, например, на Украине или в странах Балтии как поводом для нападения. Трудность заключается в том, чтобы найти баланс между жесткостью и интеграцией. В конце концов, от Москвы и в будущем будет требоваться хотя бы минимум содействия, например, в иранском вопросе.
Европа должна позаботиться о Востоке
Запад должен инвестировать значительное количество ресурсов в восстановление Грузии. В последние дни войны русские причинили массивный ущерб гражданской инфраструктуре, чтобы отбросить страну в прошлое и уничтожить успешные итоги правления Михаила Саакашвили. Он допустил очень серьезную ошибку, попав в расставленную Россией ловушку. Но Москва не должна добиться своей цели и свергнуть режим в Тбилиси. Однако еще важнее при этом, чтобы Европа подготовилась к новым временам. Военное присутствие России в Южной Осетии настолько велико - она даже разместила там свои ракеты типа СС-21 - что становится очевидным: регион рассматривается Москвой как стратегический плацдарм на Кавказе. Москва хочет на долгое время укрепить здесь свою власть военными средствами.
Тот, кто хочет определить рамки амбициям Москвы, должен привнести стабильность на восточные рубежи Европы. НАТО должно серьезно задуматься о том, как в случае необходимости следует защищать страны Балтии, а Украину и Грузию взять под защиту - при помощи ли интенсификации военного сотрудничества или же предоставив им членство. Но так же важно при этом, чтобы некоторые из этих стран проводили более профессиональную политику. Москва будет использовать любую возможность для того, чтобы продолжать злить страны Балтии, Грузию и Украину.
Ошибки, подобные той, что допустил Саакашвили, могут иметь серьезные последствия. Это должна учесть прежде всего Украина, которая и дальше позволяет себе роскошь парализованной политики. И для всех этих стран действует правило: наилучшей гарантией против российских усилий по превращению этнических меньшинств в инструмент своей политики является приемлемая этническая политика.
Холодная война пока еще не вернулась в Европу. Но Европе придется извлечь уроки - сама Россия вынуждает нас сделать это.