20 лет назад "славная революция" прокатилась по России, считает обозреватель The Washington Post Леон Арон. Но куда все это подевалось - благородный пыл, нравственная ясность, жажда истины, героизм? Сам он отвечает: "Ни в одной стране значительная доля населения не может вечно поддерживать жаркий костер революционного задора". Люди расходятся с площадей - возвращаются на работу, к семьям. "Дальнейшее зависит от тысяч факторов, но два из них главные - везение с лидерами и национальные политические традиции", - пишет Арон.
"Учитывая, какие людские ресурсы сформировались после 70 лет, в течение которых режим отравлял и калечил умы, России очень повезло, что у нее нашелся Ельцин. Но этот несовершенный гигант не сумел преодолеть века авторитарного господства наверху, подобострастия и безответственности внизу, коррупции, цинизма и раздробленности общества, порожденных тоталитарным коммунистическим режимом", - говорится в статье. По мнению Арона, демократические институты были возведены на социально-нравственной "вечной мерзлоте" и, "точно избушка Бабы-Яги, стояли на хилых ножках", уязвимых для саботажа.
Но случай России - не первый, когда развитие гражданского общества отстает от революционных политических перемен, подчеркивает Арон. Так, в Британии между казнью Карла I и революцией прошло почти 40 лет, Франция шла от Первой к Второй республике почти полвека, а окончательно перешла на республиканское правление еще через 18 лет, в 1870 году.
"Не спешите оплакивать революцию 1991 года. Тем более что под твердым панцирем "путинской реставрации" россияне потихоньку, но с упорной решимостью формируют современное гражданское общество, растапливая посткоммунистическую вечную мерзлоту, превращая ее в почву для демократии", - говорится в статье. Тысячи человек становятся активистами общественных движений. В море цинизма появляются острова доверия, компетентности, ответственности за свою страну и т.п.
Лидеры и активисты социальных движений порвали с национальной традицией, считает Арон: "Они не испытывают ни благоговения, ни страха перед государством". По их мнению, общество и государство должны общаться на равных. Самое важное - их убежденность в том, что общественное благо придет в Россию снизу, благодаря тому, что они сами построят общество, способное контролировать исполнительную власть.
Как и теми, кто вышел на улицы 20 лет назад, ими движет нравственный императив. По мнению автора, эти молодые люди обязательно выйдут на "русские площади Тахрир" и возобновят ненасильственные преобразования России, поскольку нравственно несовместимы с "суверенной демократией" и другими эвфемизмами, маскирующими "авторитарную суть путинизма".