Когда мулла Мухаммад Омар впервые был допущен в святилище Плаща Пророка Мухаммеда [мечеть-зиярат, в котором хранится плащ, принадлежавший, по преданию, основателю ислама пророку Мухаммеду ? примечание редакции] здесь, в Кандагаре, и его взгляд упал на древнюю святую одежду, его бросило в дрожь.
Мулла Омар был настолько ошеломлен, что, готовясь к молитве, он неправильно выбрал направление на Мекку.
"Он повернулся лицом на юг, ? вспоминает 48-летний кари Шавали [кари ? чтец Корана ? примечание редактора], хранитель священного плаща пророка. ? Так что мне пришлось повернуть его в сторону Мекки".
У Шавали, как у главного хранителя плаща пророка, находятся ключи от дверей в святилище. Хранящийся в мечети плащ пророка, а также серебряные сундуки, в которых хранятся предметы одежды, которые, как верят афганцы, носил пророк, делают эту мечеть одним из самых святых мест поклонения в Афганистане. Должность хранителя перешла к Шавали от его отца, а затем перейдет к его сыну.
Согласно преданию, Ахмад Шах Дуррани, основавший Афганистан 250 лет назад, привез плащ в Кандагар из великого похода. Поскольку хранителями священного плаща хотели стать многие пуштунские кланы, король приказал представителям каждого клана встать перед сундуком, в котором лежал плащ, и крикнуть: "Аллах акбар!"
"Когда мой предок крикнул "Аллах акбар!", замок открылся сам собой, - говорит Шавали. ? Поэтому король избрал нашу семью хранительницей плаща Пророка".
В некотором смысле эта семья является также хранительницей афганских обычаев и традиций, ставших символом надежды и опорой нации, дезориентированной за время советской оккупации, исламского экстремизма, многолетней войны и лишений.
Необычный человек с бородой и в белом тюрбане, Шавали согласился дать нам интервью в небольшом здании неподалеку от мечети.
К стенам комнаты, в которой проходила встреча, были прислонены противотанковые гранатометы, а за столом прислуживали двое охранников, вооруженных "калашниковыми", разливая гостям зеленый чай.
"Я хочу показать, как гостеприимен афганский народ", - сказал Шавали.
Помимо того, что Кандагар был духовным центром талибов, он занимает особое место в жизни всех афганцев. Тело основателя страны короля Дуррани покоится в мавзолее в самом сердце города; перед ним стоит мечеть Священного Плаща, принадлежавшего пророку Мухаммеду, а рядом ? другая мечеть. Простые афганцы несколько раз в день молятся перед святыней; многие приезжают сюда из провинций как паломники.
Двойные двери хранилища закрыты на три навесных замка различного размера, лежащих один на одном как лепестки. У Шавали и двух его помощников хранится по одному ключу, так что для того, чтобы открыть хранилище, требует присутствие всех троих.
Прежде чем они окажутся перед очередными дверями, тоже с тремя замками, им необходимо миновать стол, на котором сложены Кораны.
По словам Шавали, плащ пророка хранится в небольшом серебряном сундуке, который, в свою очередь, помещен внутрь двух сундуков больших размеров. Согласно обычаю и традиции, у Шавали, как у главного хранителя, находится ключ от самого маленького сундука.
Даже если просто постоять у входа в святилище, то немые начинают говорить, а слепые видеть, - рассказывает Шавали.
"Однако когда страна подвергается серьезной опасности, или когда происходит какая-то катастрофа, правитель просит разрешения вынести плащ наружу", - говорит он.
Так, по его словам, плащ был вынут из сундука и вывешен снаружи, когда 70 лет назад город поразила холера.
По словам Шавали, за время его жизни трое мужчин пытались взглянуть на плащ пророка - каждый из них явно хотел подтвердить свое право руководить страной. Первым был находящийся ныне в изгнании король Захир Шах, который в конце концов неожиданно прервал осмотр.
"Когда открыли сундук, он испугался и задрожал, - сказал Шавали, добавив, что король раньше времени вышел из мечети. - Возможно, он был грешником".
Вторым был родственник Захира пир [суфийский шейх ? примечание редакции] Гайлани. Король разрешил ему взглянуть на плащ.
Третий случай, который стал роковым для Афганистана, произошел весной 1996 года.
Талибы заняли южную часть Афганистана в 1994 году, однако к тому времени они еще не свергли правительство Раббани и не взяли Кабул.
Сторонники талибов среди пуштунов разошлись во мнении о том, стоит ли продолжать войну до победного конца. Это был критический момент.
Сотни религиозных лидеров прибыли в Кандагар и обратились к мулле Омару, чтобы он стал их единым духовным лидером и повел их на священную войну по завоеванию остальной территории Афганистана. Они выбрали его "повелителем правоверных" (амир уль-моминин) [этот титул соответствует титулу халифов (т.е. лидеров, "замещавших" Пророка после его смерти). "Амир" - это то же, что эмир, так как при талибах Афганистан именовался "Исламским Эмиратом Афганистан" ? примечание редактора].
"Так что в одну из пятниц, - вспоминает Шавали, - мулла Омар пришел в хранилище".
"Я здесь, - сказал ему мулла Омар. - Я совершил омовение и оделся в новое платье. Позвольте мне взглянуть на плащ".
"Мы сказали ему, что мы не совершали омовения и не надели новой одежды, и попросили его прийти попозже", - продолжил рассказ Шавали.
Вечером в эту же пятницу около 100 ближайших помощников увидели муллу Омара с плащом внутри святилища, - говорил Шавали. Несмотря на первоначальное замешательство муллы Омара, когда он неправильно выбрал направление на Мекку, он быстро вновь обрел уверенность.
"Он объявил по радио, что собирается показать священный плащ народу", - вспоминал Шавали.
Неделю спустя, в 7 часов утра мулла Омар вернулся и на этот раз выразил желание взять плащ с собой.
"Я сказал ему, что не хочу, чтобы плащ переносили в другое место, - вспоминал Шавали. - Мы боялись. Однако он сказал, что опасаться нечего. Он вернет его обратно".
С плащом в руках мулла Омар пошел в старую мечеть, расположенную в центре города, и взобрался на ее крышу. В течение следующих 30 минут он держал плащ на весу, продев ладони в рукава.
По словам очевидцев, толпа разразилась восторженными криками. Многие упали в обморок. Многие бросали вверх головные уборы и другие предметы одежды в надежде, что они соприкоснутся со священным плащом.
И, что еще важнее, другие муллы кричали: "амир уль-моминин", что давало мулле Омару необходимую легитимность для ведения боевых действий по захвату остальной территории Афганистана.
Отвечая на вопрос, понравилось ли ему самому, как воспользовался плащом мулла Омар, Шавали ответил: "Был я доволен или нет, не имеет значения".