Жиль Пизон, старший научный сотрудник французского Национального института демографических исследований, дал интервью газете Libération.
- Более половины человечества уже сейчас не воспроизводит себя. Выживет ли другая половина?
- Снижение рождаемости произошло быстрее, чем думали сорок лет назад специалисты. Во многих странах оно было более резким, чем предполагалось. Добровольное ограничение рождаемости начало распространяться во Франции и в США два столетия назад. Французские крестьяне практиковали прерванный половой акт, несмотря на увещевания кюре. Лишь немногие страны сейчас не вписываются в общую тенденцию: это большинство стран Черной Африки, а также ряд стран Азии и Ближнего Востока. Им придется последовать примеру остальных.
- Двухдетная семья становится анахронизмом?
- Повсюду или почти повсюду супруги предпочитают иметь небольшое количество детей. Долгое время специалисты полагали, что в среднем на супружескую пару будут приходиться двое детей: это рассматривалось в качестве модели современной семьи. Сегодня средние показатели рождаемости составляют в Германии 1,4 ребенка на женщину, в Японии, Италии, Испании и Греции - 1,3, в большинстве стран Восточной Европы, а также в Южной Корее и на Тайване - 1,2. Растет доля бездетных женщин и супружеских пар. В этом плане исключение составляет Франция, где лишь 1 из 10 женщин не имеет ребенка. Распространяется новая модель семьи, в которой женщинам, желающим иметь детей, но при этом учиться и работать, не удается совместить эти два желания, и они отдают предпочтение учебе и работе.
- Что произошло в Магрибе?
- Если в 1965 году в Тунисе на одну женщину приходилось в среднем 7 детей, то в 1995 году их стало 3, а сегодня - 1,9: это уровень Франции. Рождаемость падала там с головокружительной быстротой: нам, чтобы достичь этого уровня, понадобилось два столетия. В первое время брачный возраст женщины отодвинулся до 30 лет, что отодвинуло и срок первого материнства. Однако рождаемость у замужних женщин оставалась на прежнем уровне. Повышение брачного возраста было связано с повышением продолжительности учебы у девушек, а также с их желанием получить работу. Если эта тенденция выражается в снижении рождаемости, то это потому, что добрачная сексуальная жизнь молодежи до сих пор остается под строгим контролем. Во второй фазе супружеские пары начали ограничивать рождаемость из стремления обеспечить более полноценное воспитание своим детям. Контрацепция сегодня распространена там так же широко, как в Европе.
- Специалисты полагали, что мусульманское общество будет блокировать эту тенденцию...
- Единственной религией, создающей проблемы для применения современных методов контрацепции, является католицизм. Другие религии не чинят для этого препятствий. Иран служит примером мусульманской страны, которая практически завершила "контрацептивную революцию". Женщины там носят хиджаб, политический режим остается религиозным и авторитарным. Тем не менее, уровень рождаемости там такой же, как в США: 2,1 ребенка на семью.
- Некоторые эксперты говорят о Пакистане как о стране, где сильно развитая эндогамия сдерживает процесс снижения рождаемости.
- Боюсь, с Пакистаном мы ошибаемся так же, как ошиблись с Латинской Америкой. В 60-е годы рождаемость в Латинской Америке составляла 6 детей на одну женщину. Полагали, что мачизм мешает мужчинам сократить количество детей, которое воспринимается как знак их мужественности, и что они не согласятся на то, чтобы их жены принимали таблетки. Однако желание иметь меньше детей возобладало, и снижение рождаемости было там очень стремительным. В Бангладеш, где за период с 1965 по 1995 год рождаемость сократилась вдвое, одно время существовало опасение, что эта тенденция остановится, но она сохранилась, и на одну женщину там приходится в среднем по 3 ребенка. Пакистан превышает этот показатель (4,8), но он находится далеко позади Афганистана (6,8).
- Черную Африку ждет другая демографическая судьба?
- Африканцы - такие же люди, как и все, и я не думаю, что они избегут общей тенденции. Но смертность, особенно детская, не снижается там так быстро, как хотелось бы, хотя уже известны все средства, которые могли бы ее сократить. Вот уже 15 лет в борьбе с детской смертностью в Африке не наблюдается никакого прогресса, и не все здесь можно объяснить только СПИДом. Очевидно, что все еще очень высокая детская смертность и не менее высокая рождаемость являются признаками отсталости.
- Может ли государственная политика влиять на показатели рождаемости?
- Ни одной стране по большому счету не удалось добиться ни уменьшения, ни увеличения количества детей в семьях. Даже в Китае государственные меры по ограничению рождаемости сочетались с эволюцией настроений у самих супружеских пар, и трудно сказать, в какой мере то и другое способствовало снижению рождаемости.