Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 декабря 2006 г.

Редакция | The New York Times

Shell-мовство Кремля

Российский президент Владимир Путин считает, что ключом к экономическому будущему России является мощный, контролируемый государством энергетический сектор, даже если для этого ему придется придавить иностранных инвесторов. Однако попрание прав собственности рискованно, ибо это может сделать Россию и экономическим изгоем, и энергетической сверхдержавой.

Последняя интрига разворачивается вокруг огромного нефтегазового проекта рядом с восточным побережьем России. "Сахалин-2" - это морские платформы и крупнейший в мире завод по производству сжиженного газа. Кроме того, это самая крупная западная инвестиция в Россию. Royal Dutch Shell в проекте принадлежит доля в 55%, однако, судя по происходящему, скоро принадлежать уже не будет

Складывается впечатление, что Кремль снова пытается заставить энергетическую компанию выполнить его волю, на этот раз воздействуя через экологические нормативы. Российские чиновники пригрозили приостановить проект, отозвав необходимые лицензии и предупредив, что могут начать уголовное преследование сотрудников Shell по фактам предполагаемых экологических нарушений.

Хотя "Сахалин-2" вряд ли безупречно чист, аналитики нефтегазовой сферы указывают, что произвольное применение нормативов, которые сплошь и рядом игнорируют, - это едва прикрытый захват проекта стоимостью 20 млрд долларов. Shell отказывается от публичных комментариев, однако после месяцев давления предложила продать значительный и, возможно, контрольный пакет акций "Сахалина-2" "Газпрому", государственному газовому гиганту. Российские власти оказывают давление и на другие иностранные энергетические компании, включая угрозу отозвать лицензию BP на разработку газового месторождения вблизи границ Китая.

Волны возмущения не последовало, как можно было бы ожидать. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу назвал давление на Shell "поводом для беспокойства". Может быть, приглушенный тон как-то связан с поставками в Европу четверти потребляемого ею природного газа. Но вряд ли можно назвать здоровой энергетической политикой тот факт, что стране, столь мало уважающей контракты, разрешают удовлетворять критически важную долю отопительных и электрических потребностей. Иностранные инвесторы, такие как Shell, также должны спросить себя, почему они готовы давать России зеленый свет лишь на основании ее впечатляющих энергетических резервов. Деловые сделки становятся намного менее привлекательными, если Кремль "перезаключает" контракты по своей прихоти.

Рычаг давления России - даже в эру напряженности в сфере энергетических поставок - отнюдь не такой мощный, каким кажется. Страна уже сталкивается с вполне реальной возможностью сокращения производства и, чтобы продолжать разрабатывать свои природные ресурсы, ей потребуются опыт и капитал иностранных компаний. Западные правительства и компании должны напомнить Москве о ее уязвимости в этой сфере.

Кроме того, Москве следует напомнить, что, угрожая правам собственности, она, в конечном итоге отпугнет все иностранные инвестиции. Даже союзники Путина должны помнить, что без четкого соблюдения законности их собственные активы могут оказаться под угрозой, стоит только смениться политическому ветру.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru