Гарри Каспаров, ярый критик Путина, признался, что шахматы порой гораздо проще политики, замечает Financial Times. Журналист Чарльз Кловер сыграл с Каспаровым партию в шахматы (по своей инициативе) и поделился впечатлениями. Так, автор испытал прилив гордости, когда осознал, что за первые пять ходов Каспаров не поставил ему шах и мат.
"С какой темы начнем? С политики или с шахмат?" - спросил журналист. "Наверное, ваши читатели больше интересуются политикой?" - ответил Каспаров.
"В карьере Каспарова шахматы и политика всегда смешивались", - пишет автор, отмечая, что в соперничестве с Карповым он был любимцем демократической интеллигенции. После ухода из профессиональных шахмат Каспаров стал лицом оппозиции Путину. Но в шахматах, по выражению Каспарова, "правила неизменны, результат непредсказуем", а в политической жизни в путинской России он не очень преуспел, поскольку там "правила непредсказуемы, результат неизменен".
По мнению автора, в 2005 году Каспаров безрассудно и несвоевременно решил бросить вызов Путину, поскольку режим тогда был на пике популярности и своего репрессивного характера. "Это была не такая игра, как шахматы. Но я все равно должен был играть. Ничего не поделаешь, если полагаешь, как полагал я, что это очень важный нравственный выбор", - говорит теперь Каспаров. Каспарова очерняли, обвиняли в сотрудничестве с ЦРУ.
"Я играл в шахматы, рассчитывая на победу, но политическая игра не предполагала, что в ней можно было победить или проиграть. Предполагалось только поражение. С самого начала позиция была безнадежная", - отметил в интервью Каспаров. И все же "мы показали людям, что они могут мыслить в обход Путина, о том, что будет после Путина", добавляет он.
По поводу истории с освистыванием Путина Каспаров сказал: "Это естественный процесс отторжения. Он слишком долго оставался у власти. И перестал быть человеком, обещающим светлое будущее. Государство утратило свой сакральный имидж, а это всегда знак перемен".
Каспаров без стеснения признает, что теперь держится тише. "Некоторые оппозиционеры перешептываются, что ему пригрозили, но он говорит, что просто счел нужным тратить больше времени на свои любимые затеи - например, новую всемирную инициативу по преподаванию шахмат в школе", - говорится в статье. Каспаров подчеркивает, что не потерял контакта с российскими политическими реалиями, но "живет в самолете: в родной стране не могу заработать ни доллара". Автор поясняет, что в России Каспаров не может зарабатывать лекциями в корпорациях: "ни одна российская фирма не захочет с ним ассоциироваться".
Недавно Каспаров агитировал в Вашингтоне за принятие закона Магнитского, который запретит российским чиновникам, подозреваемым в нарушениях прав человека, въезжать в США. Он также активно ратовал за бойкот парламентских выборов, отмечает автор. "Мы должны приступить к созданию альтернативы", направлять людей в правильную сторону, сказал Каспаров.
Что касается партии в шахматы, то Кловер проиграл Каспарову. Автор осознал необычность партии, когда Каспаров после выигрыша "нажал на кнопку обратной перемотки в мозгу, расставил фигуры так, как они стояли на момент 16-го хода" и объяснил, каким ходом журналист обрек себя на поражение и как мог бы избежать катастрофы.