"Владимир Путин, по всей видимости, все еще остается хозяином положения. Спустя всего двое суток после "дня катастрофических сообщений" о падении рубля российскому президенту удалось выстоять в течение 3,5-часового выступления перед журналистами, - пишет Юлиан Ханс на страницах немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung. - Однако было бы неправильно утверждать, что Путин при этом действительно держал ответ, поскольку по-настоящему критические вопросы он оставлял без ответа и, как всегда, отшучивался, парировал и делал экскурсы в историю. А переспрашивать, в свою очередь, было нельзя".
Пока что, согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному агентством Associated Press в конце ноября - начале декабря, 80% россиян еще поддерживают российского президента. Но постепенно россияне понимают, что жить становится тяжелее, а разница между реальностью и тем, что говорят, становится очевиднее, отмечает журналист. Рынок, кстати, заметил это еще давно: отсутствие доверия наряду с падением цены на нефть и западными санкциями стало главной причиной бегства капитала за границу.
"Пресс-конференция Путина в этот четверг в очередной раз показала, что у президента нет никакой идеи или концепции, с помощью которой можно было бы выйти из нынешнего кризиса", - подчеркивает Ханс. Более того, есть основания полагать, что "экономика для Путина второстепенна, поскольку патриотический пафос и разговоры о русском медведе, которого нельзя подчинить, пока что выполняют поставленные перед ними задачи и сплачивают народ и президента". Вполне возможно, что Путину, как говорится далее, еще удастся продержаться у власти несколько лет. Однако крайне необходимая диверсификация российской экономики за это время проведена не будет, как не было ее в сытые 2000-е годы. "Если же цена на нефть однажды все-таки вырастет, то Путин переживет самое страшное", - уверен автор.
Между тем сказка о великой стране все же начинает давать трещины, говорится в статье. "Глядя на таблички с курсами обмена валют, люди постепенно осознают, насколько серьезна нынешняя ситуация". Так, британское издание Economist назвало это явление победой холодильника над телевизором: в случае, если продукты дорожают, телевизионная болтовня о величии страны становится все менее правдоподобной. "Нынешняя ситуация становится все более рискованной для Путина, и поэтому нельзя исключать того, что он будет ужесточать репрессии против своих критиков", - подытоживает Ханс.