Трагедия в Алеппо, как бы цинично это ни звучало, стала венцом путинского победного шествия 2016 года, пишут СМИ. Германия отказывается вести переговоры с Асадом даже после возвращения Алеппо под его контроль. Американские военные пытаются обезвредить российские вооружения, захваченные ИГИЛ в Пальмире. Иран за счет победы в Алеппо продвигает собственную повестку в регионе. НАТО не хочет усугублять ситуацию своим вмешательством.
Власти Германии отказываются вести прямые переговоры с сирийским президентом Башаром Асадом даже после возвращения Алеппо под контроль сирийской армии, сообщает Frankfurter Allgemeine.
"Асад - всего лишь средство достижения целей для России и Ирана", - заявил изданию председатель комитета Бундестага по внешней политике Норберт Рёттген.
Источники в МИД Германии сообщили изданию, что взятие Алеппо не повлияло на точку зрения федерального правительства по Асаду. "В длительной перспективе мы не видим будущего с Асадом, - заявил внешнеполитический эксперт фракции СДПГ Нильс Аннен. - Тем не менее, мы должны признать новую реальность: победа в Алеппо укрепила режим в Дамаске".
Немецкие внешнеполитические эксперты опасаются сговора России и Турции. Как сказал Рёттген, "в этом случае Западу грозит дипломатическая катастрофа". Аннен также не исключает, что "Москва может принять присутствие Турции на севере Сирии, где Анкара противодействует курдам, если она больше не будет оказывать поддержку противникам Асада".
"Для Москвы перемирие в Алеппо стало апофеозом ее вмешательства в боевые действия" - "она смогла снова выдать себя за миротворца после того, как 15 месяцев бомбила оппозиционные группы", пишет Мартин Чулов, корреспондент The Guardian. Однако "для Тегерана позволить оставшимся мирным жителям и боевикам повстанцев уйти означало возможную потерю влияния - как раз когда роль Ирана на этом поле битвы стала затмевать российскую".
Поэтому через несколько часов после того, как Турция и Россия объявили о сделке, Иран саботировал ее, потребовав снять осаду с двух окруженных "Джебхат Фатех аш-Шам" (запрещенная в РФ "Джебхат ан-Нусра". - Прим. ред.) шиитских деревень к северу от Алеппо и произвести обмен пленными и телами убитых.
"Победа в Алеппо имеет огромное значение для обеих сторон, однако, когда пыль уляжется, будет видно, что она важнее для Ирана", который стремится укрепить влияние и продвинуть собственную повестку в стратегическом сердце региона, полагает автор.
"Иран не хочет никаких суннитов от Дамаска до ливанской границы", - сказал один высокопоставленный ливанский чиновник.
Путин возобновил свое влияние на регион за счет США, которые, по его мнению, при Бараке Обаме отреклись от той роли, которую они играли десятилетиями, говорится в статье. И Дональд Трамп мало заинтересован в ее возвращении. Вероятно, Россия вернулась на Ближний Восток, чтобы остаться, но ее влияние будет испытываться на прочность рвением новоявленного регионального тяжеловеса - Ирана, говорится в статье.
Американские военные в Сирии пытаются обнаружить и уничтожить российские вооружения, захваченные экстремистами "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Прим. ред.) при штурме Пальмиры, сообщает The Wall Street Journal.
Сотрудники Пентагона утверждают, что "Исламское государство" захватило военную технику, в том числе зенитный комплекс С-125, который способен сбивать самолеты на высоте 16 тыс. футов. Военные отмечают, что боевики не умеют обращаться с этим комплексом. Техника была захвачена на военном аэродроме Тияс 11-13 декабря.
Глава Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в интервью немецкому Bild выступил против военной операции НАТО в Сирии: "Мы видим в Сирии ужасную гуманитарную катастрофу. (...) Партнеры по альянсу пришли к выводу, что применение военной силы сделает ужасную ситуацию еще ужаснее". Столтенберг пояснил: "Мы рискуем развязать куда более крупный региональный конфликт", "невинных жертв станет еще больше".
Сирия, Трамп, "Брекзит" и разлад на Западе - для Кремля 2016-й стал супергодом, пишет обозреватель Frankfurter Allgemeine Маркус Венер.
"Алеппо пал, как и предусматривалось российским сценарием. Западу, не имевшему никакой стратегии по Сирии, была отведена роль статиста, - повествует журналист. - Политики в Берлине, Париже и Вашингтоне отреагировали на это избитыми фразами смущения". Ранее изо дня в день в сторону Москвы летели слова, что военного решения по Сирии быть не может. "Но Путин ответил, что оно есть и игру выигрывает тот, кто применяет грубую силу", - говорится в статье.
Трагедия в Алеппо, как бы цинично это ни звучало, стала венцом путинского победного шествия. "В своей необъявленной войне против либеральных демократий Россия добилась многого, - подчеркивает Венер. - К примеру, никакого единства Запада более не существует. В США не без помощи российских спецслужб избран президент, который хочет услужить Москве и ставит под сомнение трансатлантический пакт". Даже "Брекзит" продемонстрировал России, что "действительность все больше начинает походить на ее пропагандистскую картинку, а именно: Запад находится в упадке".
Теперь "Путин может надеяться что Запад пойдет на его требования без каких-либо крупных уступок", продолжает журналист.
Между тем в мире существует страна, которая больше остальных мешает Путину добиваться его целей, - это Германия. Прежде всего, противостоит Путину Ангела Меркель. Если раньше "главным врагом России считались США, то теперь эта роль может достаться Германии", говорится в статье.
Испанская El Pais в редакционной статье выделяет три элемента нынешних трений между Россией и Западом. В первую очередь, это Украина. "Хотя ЕС совершенно не заинтересован в дальнейшем курсе на конфронтацию с Москвой, агрессия, направленная против Украины, - настолько серьезное нарушение международного права, что ее нельзя игнорировать, иначе есть риск дать Путину карт-бланш на новые агрессивные действия в отношении европейских соседей", - пишет издание.
"Вторая серьезная сфера трений - российское вмешательство в войну в Сирии, которое началось под предлогом борьбы с джихадизмом "Исламского государства", но в реальности укрепило диктатуру Асада и подстегнуло исход беженцев в Европу". Европа не пошла на наземное военное вмешательство, опасаясь обострения конфликта, но европейские лидеры твердо заявили, что Москве и Тегерану придется нести ответственность за их военные преступления, особенно при взятии Алеппо, говорится в статье.
Третий фронт конфликта - предполагаемое вмешательство российских хакеров в избирательную кампанию в США.
В 1991 году Запад надеялся на сосуществование с демократической, открытой миру Россией, но позже Путин взял курс на конфронтацию, дабы оправдать свой дрейф к внутриполитическому авторитаризму. El Pais считает, что Запад готов протянуть руку Путину, но он "натолкнется на твердость и неприятие, если не будет соблюдать нормы, гарантирующие мир и безопасность на международной арене".
Также по теме:
Демонстрации в поддержку гражданских лиц Алеппо прошли во многих городах Франции (Le Monde)
Российский спецназ считается ключевым в победе в Алеппо (The Wall Street Journal)