"За последние четыре месяца американские спецслужбы и помощники президента Обамы собрали целое меню возможностей ответить на российские взломы во время предвыборной кампании - от очевидных (выставления напоказ финансовых связей президента Владимира Путина с олигархами) до инновационных, в том числе манипуляций с компьютерными кодами, которые Россия использует при разработке своего кибероружия, - сообщает Дэвид Э. Сэнджер в The New York Times. - Однако, хотя в пятницу Обама пообещал "отправить России ясное послание" в качестве и наказания, и сдерживания, некоторые возможности были отвергнуты как неэффективные, а другие - как слишком рискованные. Как сообщил недавно один из помощников Обамы, если бы у президента был более хороший выбор, он бы уже принял меры".
Дебаты в ситуационном центре поставили перед Обамой сложную задачу: "как использовать самый мощный в мире киберарсенал в тот момент, когда Соединенные Штаты, как показали выборы, остаются очень уязвимыми", говорится в статье.
"Можем ли мы сделать им что-то такое, чтобы они видели, на 98% осознавали, что это сделано нами, но чтобы это не было бы настолько очевидно, чтобы им пришлось ответить нам ради собственной чести? - спросил Дэвид Петреус, бывший директор ЦРУ при Обаме. - Вопрос в том, насколько тонкого и вредоносного вмешательства мы хотим и как нам попытаться покончить со всем этим вместо того, чтобы усугублять ситуацию?"
"Выбор мишеней американцами и точность возмездия также могут выставить напоказ программные "импланты", вставленные США в российские сети и терпеливо взращенные там на случай будущих киберконфликтов, - говорится в статье. - И августовские откровения о некоторых из инструментов, используемых самим АНБ для взлома зарубежных компьютерных сетей, повысили возможность того, что русские уже внутри американских сетей и шлют предупреждение, что могут отплатить той же монетой".
"Все это ставит перед Обамой вопрос, как русские могут привести к эскалации конфронтации и не может ли оказаться, что в конце концов США могут потерять больше, чем Россия", - сообщает Сэнджер.
"В первый год после вступления в должность Обама воспользовался одними из самых сложных в мире разновидностей кибероружия, чтобы взорвать части иранских ядерных установок. Сегодня, в конце его президентства, он столкнулся с другим вызовом на арене кибервойны, - говорится в статье. - Президент пришел к двум заключениям, по словам высокопоставленных чиновников. Хуже, чем не использовать оружие, только использовать его неэффективно. И в случае возмездия он настоял на сохранении так называемого "доминирования над эскалацией" - способности закончить конфликт на своих условиях".
"Обама намекнул на это на своей пресс-конференции в пятницу, перед отбытием в свой ежегодный отпуск на Гавайях - последний в качестве президента", - указывает журналист.
"Наша цель - по-прежнему отправить России или другим ясное сообщение: не делайте этого с нами, потому что мы можем кое-что сделать с вами, - сказал Обама. - Однако важно также делать это продуманно и методично. Что-то мы сделаем публично. Что-то - так, чтобы они знали, но кроме них знали не все".
"Он отверг призывы к крупной, символичной демонстрации могущества, оспорил идею, что если бы Соединенные Штаты "били себя в грудь из-за ряда действий, это могло бы как-то напугать русских". По словам Обамы, цель - найти такой ответ, который "увеличивает для [России] цену такого поведения в будущем, но не создает проблем для [США]", - передает автор статьи.