В расчет берутся интеллектуальные способности, а не возраст. Поэтому в не столь отдаленном будущем учащиеся высшей ступени в британских школах будут распределяться по классам не по дате их рождения, а на основании их способностей.
Такая мысль проводится в стостраничном докладе, подготовленном рабочей правительственной группой в рамках реформы сферы образования, не проводившейся в Соединенном Королевстве с 70-х годов прошлого столетия. Речь идет о самой настоящей революции, целями которой являются большая эффективность и отдача системы образования.
Правительство уже полностью поддержало это предложение. По мнению заместителя министра образования Дэвида Милибэнда, новая система направлена на "персонализацию образования в зависимости от потребностей молодых людей".
Этот доклад был подготовлен по заказу правительства. Полученные данные лягут в основу проекта реформы, которая, кроме всего прочего, предполагает введение нового механизма оценки уровня знаний учащихся. В ближайшие годы нынешние экзамены на аттестат зрелости, так называемые GCSE и A Level, будут заменены единым экзаменом.
"Новое испытание будет введено до 2011 года и будет иметь четыре уровня сложности, - говорится в докладе, - этот тест не будет привязан к возрасту (сегодня - 16 лет), к нему могут быть допущены все молодые люди в возрасте от 14 до 19 лет".
По словам Майка Томлинсона, бывшего главного инспектора британских школ и автора доклада, ныне действующая система приводит к делению класса на учеников, которые не могут идти в ногу с одноклассниками, и более интеллектуально развитых подростков. Они могли бы сделать больше, но вынуждены топтаться на месте именно по той причине, что "некоторые их одноклассники не успевают за программой".
В соответствии с новым предложением, 14-летние ученики получат возможность учиться с более старшими, а у тех, кому не удается добиться определенного уровня знаний до определенного возраста, будет время подтянуться, посещая классы, где учатся более молодые ребята.
Томлинсон опубликует окончательный доклад будущей осенью, но часть британского общественного мнения уже выступила с критикой чиновника за то, что его предложения никак не влияют на снижение веса государства в системе образования.
"Школа - как оркестр, - пишет в своем комментарии Times, - он звучит гораздо хуже, когда дирижеры меняются каждый день, а за каждым музыкантом стоит музыкальный критик".