Один из основополагающих - и здравых - принципов внешней политики заключается в следующем: если потакать опасному режиму, он станет еще опаснее. Россия Владимира Путина - как раз такой режим: все более отталкивающий, деструктивный и антидемократический член международного сообщества.
И, тем не менее, всякий раз, когда Россия играет мускулами - во взаимоотношениях с соседями, или в ситуации с правами человека, или, как сейчас, в случае с программой вооружений стоимостью 183 млрд долларов - Запад, зависимый от российских энергопоставок, возражает очень робко.
Большая заслуга консерваторов, и особенно "теневого" министра обороны Лайма Фокса, в том, что они неоднократно предупреждали, что Россия из союзника все больше превращается в угрозу. Однако ответ правительства не мог вызвать ничего кроме жалости: спикер сегодня вновь заявил, что Россия - "ключевой партнер" Британии на международной арене.
Лучше всего наши отношения с Кремлем передаются словом "соучастник" - соучастник в грубом нарушении прав человека в Чечне, в энергетическом шантаже российского "ближнего зарубежья", в поддержке полупреступных анклавов, таких как Приднестровье в Молдавии, в жестоком обращении с теми, кто, подобно бывшему нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому, осмелился бросить вызов президенту Путину.
Россия - далеко не единственная страна, воспользовавшаяся сырьевым бумом, чтобы вооружиться до зубов. Как ранее писала The Sunday Telegraph, страны Персидского залива выкладывают миллиарды долларов, чтобы защититься от тегеранских мулл.
Как мы уже отмечали, этот мир стремительно становится все более опасным, и нас тревожит, что наше правительство отказывается финансировать оборону в необходимом объеме.
Однако наше положение по отношению к России особенно проблематично, учитывая, что Британия, случайно оказавшись местом скопления российских эмигрантов, стала для Путина средоточием враждебности и мишенью для гнева.
Никто не хочет, чтобы наши генералы доставали с пыльных полок папки со стратегическими планами времен "холодной войны". Но есть конкретные меры, которые британское правительство может предпринять, чтобы противостоять российскому самодержавию - улучшив тем самым участь простых россиян в процессе продвижения демократических ценностей.
Во-первых, необходимо настоять на том, чтобы Кремль не чинил препятствий расследованию убийства Александра Литвиненко, а судебное преследование и экстрадиция осуществлялись в соответствии с результатами следствия. Во-вторых, надо положить конец абсурдной ситуации, когда Россия является членом G8.
Что бы ни являлось критерием членства в "восьмерке", уровень демократической законности или экономического развития, Россия его не достойна - и такая пощечина станет ясным свидетельством неодобрения. Кроме того, политика Запада должна отчетливо продемонстрировать, что претензии Путина на третий, противоречащий конституции, срок, или на роль кукловода с избранным марионеточным преемником, категорически неприемлемы. Россия - все еще демократическая страна, по крайней мере теоретически. Наша цель - сделать так, чтобы она вела себя соответственно.