"Россия и отделившийся от Грузии регион Южная Осетия в среду подписали договор о госгранице, в результате чего в Тбилиси и Западной Европе забили тревогу о планах Москвы на два региона, за которые она воевала в 2008-м", - пишет Кэтрин Хилле на страницах Financial Times.
"Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что договор, аналогичный тому, что был подписан с Южной Осетией, готовится и с Абхазией. Кроме того, Москва продолжает работать над договором об альянсе и интеграции с Южной Осетией, направленным на то, чтобы дать российскому правительству больший контроль над границами, военным аппаратом и аппаратом безопасности, копируя договор, подписанный в декабре с Абхазией. Грузия раскритиковала договор о границе России с Южной Осетией как "еще одну попытку России пересмотреть и изменить границы". "Мы, так же как ЕС и передовые страны Запада, должны быть тверды и последовательны и обеспечить, чтобы Россия отступила", - заявил Давид Бакрадзе, министр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Но Москва рассматривает переговоры с двумя малыми независимыми государствами как возможность реорганизовать свою сферу влияния, которая оказалась крайне запутанной", - продолжает Хилле.
"Ранняя версия договора вызвала опасения в Грузии по поводу того, что Москва может попробовать аннексировать два независимых государства. Эти страхи были подпитаны заявлением Суркова (Владислав Сурков был назначен помощником президента РФ по взаимодействию с Южной Осетией и Абхазией. - Прим. ред.) абхазским лидерам о том, что "между ними не должно быть никаких границ". Российские чиновники настаивают, что заявление Суркова подразумевало, что Россия позволит более свободно перемещаться через границу людям и вести более свободную торговлю - но эта цель и так уже была достигнута в соглашениях, подписанных много лет назад. Неуверенность и замешательство подчеркивают невыполнимость задачи, с которой столкнулась Россия", - пишет Хилле.
"Россия продолжает заявлять, что она не хочет, чтобы вопрос Южной Осетии и Абхазии помешал восстановлению ее экономических отношений с Грузией, - говорит Варвара Пахоменко, эксперт по Южному Кавказу в Международной антикризисной группе (International Crisis Group). - Но это почти невозможно". По мнению ряда наблюдателей, то, что происходит в Южной Осетии и Абхазии, является мрачным предзнаменованием того, что может случиться и на Украине. "Меня действительно беспокоит то, что сейчас происходит на Восточной Украине, - говорит Лана Парастаева, политолог из Южной Осетии. - Закончится все ровно так же, как и в Южной Осетии: люди останутся в изоляции и апатии".