Пока президент Владимир Путин устанавливает порядок в государстве и пытается создать эффективную систему соцобеспечения, он, вероятно, может рассчитывать на поддержку большинства россиян, несмотря на его авторитаризм и централизацию власти. Но сейчас впервые за пять лет в должности президента Путин столкнулся с уличными демонстрациями простых пенсионеров и ветеранов, недовольных неумелым внедрением реформ по монетизации льгот на общественный транспорт.
На этой неделе Путин отреагировал на протесты, сказав, что намерен придерживаться принципиального курса реформ. Он также осудил представляющих левое крыло коммунистов и правых оппонентов - либеральных демократов за то, что они в 1990-х годах способствовали тому, что государство оказалось обремененным новыми социальными обязательствами, одновременно лишив его (путем несправедливой приватизации) ресурсов, необходимых для выполнения этих обязательств.
Однако, чтобы минимизировать ущерб, Путин распорядился повысить пенсии, дабы откупиться от протестующих, и выступил с критикой в адрес своего правительства, проявившего несостоятельность в проведении социальной реформы. Это вызвало разговоры о возможной отставке некоторых министров, особенно немногочисленных оставшихся среди них либеральных экономистов. Кроме того, это вызвало предположения, что Путин, обжегшись на этих протестах, поостережется предпринимать дальнейшие шаги по приостановлению государственных субсидий в ЖКХ, энергетике, здравоохранении и образовании.
Система льгот нерентабельна. Вовсе не каждый ветеран или пенсионер в России настолько беден, чтобы ему были нужны бесплатный проезд на общественном транспорте, лекарства и медицинский уход. Таким образом реформа по замене льгот денежными выплатами - такая же важная примета второго срока Путина, как налоговая реформа была основным свершением его первого срока.
Однако претворение этих реформ в жизнь требует терпения и внимания. Многие пожилые россияне психологически воспринимают необходимость платить как оскорбление, и неважно, что государство намерено предоставить им на это средства. Кроме того, многие не получили полной компенсаций за льготы в этом месяце, особенно в бедных регионах за пределами Москвы и богатой нефтью Сибири.
Демонстрации протеста этого месяца не представляют для Путина непосредственной угрозы, частично потому, что некоторые от реформ выиграют. Жители дальних деревень, где нет общественного транспорта, получат денежную компенсацию за льготу, которой они никогда не могли воспользоваться. Если Путину понадобится подмазать колеса дальнейших реформ, он может почерпнуть средства из бюджета, подпитываемого чеками оплаты за нефть и ренационализацией ЮКОСа.
Однако Путин может извлечь политический урок из этой ситуации, выявившей полную неподготовленность регионов России к социальной реформе. Смысл этого урока заключается в том, что авторитаризм подавляет критику из всех источников и перекрывает тем самым все коммуникационные каналы, доступные демократическому правительству. Если бы Путин больше прислушивался к региональным губернаторам, он бы раньше уловил, что с этими реформами могут возникнуть проблемы.