Кроме прекрасных темных глаз, подведенных сурьмой, из-под ее черной абайи (длинного просторного плаща) ничего не видно. Но, укрытая от взглядов мужчин, Фулла (по-арабски - "жасмин") выглядит очень элегантно в своих цветистых вечерних платьях и позолоченных шалях. Исламская кукла Барби, около 2 млн экземпляров которой уже продано в магазинах Ближнего Востока, - это шариат плюс "Кока-кола". Она упакована в розовую коробку, но одета в длинное традиционное платье. Этакая смесь ультраглобализации и ультратрадиционализма. Именно о такой кукле мечтает шестилетняя Айша, правнучка бедуинов, уже три поколения которых живет в эмирате Дубай. "У нее их уже три. Как и миллионы маленьких мусульманок, Айша увидела Фуллу в рекламных роликах саудовского спутникового телеканала Spacetoon, - рассказывает ее мать Асма, обгоняя на своем джипе с тонированными стеклами караван верблюдов. У нее все украшено розовыми логотипами Фуллы с цветочками - школьный ранец, надувные нарукавники для плавания, пакетики для завтраков. Для занятий в коранической школе я даже купила ей розовую абайю "Фулла".
Устремляясь под козырек магазина, где взору посетителей открывается "прекрасный мир" Фуллы, Айша тянет мать за платье: "Я хочу вот эту", - говорит девочка, указывая на Фуллу, закутанную в белые одеяния и держащую в руке четки. "Эта Фулла - для маленьких египтянок. Эта, в платке и длинном плаще, - для сириек. Эта, целиком одетая во все черное, предназначается для Саудовской Аравии. Местные девочки ведут себя так же, как их западные сверстницы: они хотят иметь как можно больше кукол", - улыбается продавщица Наджля.
Француженка Лоранс рассказывает: "Сначала я покупала Фуллу как сувенир для друзей, бывавших здесь проездом. Теперь покупаю ее для дочери. Мы живем в Тегеране и вынуждены носить хиджаб. Здесь играть с блондинкой Барби просто нелепо".
Удивленный долгой беседой западных женщин с местной жительницей в мусульманском платке (в Дубае такую картину можно увидеть редко), директор магазина Йогеш Мехра подходит к нам. Убедившись, что все в порядке, он рассказывает о невероятном успехе Фуллы. "Марка принадлежит саудовским владельцам телеканала Spacetoon. Благодаря этому телеканалу, ведущему постоянную рекламу Фуллы, они сделали ее сверхпопулярной в рекордный срок. Они отлично провели маркетинг. Новинки поступают регулярно. К Рамадану это были CD-плееры. К празднику Ид аль-адха - молитвенный набор с ковриком, платком и абайей. Это арабский эквивалент нарядов для принцессы Барби", - поясняет он, перебирая платья. Цена - 149 дирхемов (37 евро). Дорого. Дороже, чем Барби, хотя платья явно сшиты на тех же тайваньских фабриках. "Спрос на Фуллу так велик, что о цене не думают. Здесь, в пустыне, детям скучно - и бедным, и богатым. Поэтому они покупают", - улыбается Йогеш Мехра.
Сегодня Асма, надев черную абайю, решила посетить с дочкой магазин сети Toys-R-Us в торговом центре Аль-Футтейм. Расположенный в центре индусского квартала Дубая, на проспекте Салах-ад-Дина, усаженном пальмами, это самый крупный магазин игрушек на Ближнем Востоке. Добро пожаловать в "Мекку" Фуллы. Парадокс: Джордж Буш клеймит гневом исламистов, но первым дистрибьютором Фуллы является американская компания. Почему саудовские бизнесмены добились успеха там, где Барби потерпела поражение? "Они поняли запросы арабских семей, - говорит палестинская предпринимательница, живущая в Дубае. - На Ближнем Востоке Барби объявлен бойкот, так как она не соответствует нашему образу жизни. Я не могу купить своей дочери Барби в бикини, а потом на пляже объяснять ей, почему она должна плавать в длинной юбке. Мотоцикл, кабриолет... Ни у одной женщины нет таких хобби, как у Барби". В стране, где ни один мужчина не осмелится обратиться к незнакомой женщине на улице, у Фуллы, разумеется, нет жениха по имени Кен. "Жаль, - говорит Гина, продавщица отдела игрушек в одном из магазинов в северной части Дубая. - Можно было бы придумать для нее старшего брата в белом бедуинском платье, в темных очках и большими часами на запястье".
Следует ли считать Фуллу всего лишь гениальным маркетинговым ходом ближневосточных предпринимателей, взявших на вооружение и развивших американскую идею? Или эта кукла - "троянский конь" религиозных экстремистов, которые хотят приучить девочек с юных лет закутываться с головы до ног? Трудно сказать. Имена создателей Фуллы, которые скрываются за пирамидой компаний, базирующихся в Сирии и Саудовской Аравии, не известны никому. Американская компания Mattel утверждает, что ей на сей счет ничего не известно. Все настолько непрозрачно, что даже такие информированные бизнесмены, как руководители инвестиционных фондов местных шейхов признаются: они ничего не знают. Редакция Le Figaro связалась по телефону с дамасским офисом Амира Тарабиши, одного из крупнейших оптовиков, продающих Фуллу. Не привыкший общаться с западной прессой, этот сириец был немногословен. Он сказал только, что "хотел бы экспортировать Фуллу во Францию". Это, конечно, прекрасная идея: в пригороде Парижа уже открылся первый халяльный McDonald's!