После ухода 16 января Дана Халуца с поста главы Генштаба израильской армии, оппозиция, большая часть печатных изданий и общественное мнение требуют отставки министра обороны Амира Переца и Эхуда Ольмерта, чтобы таким образом полностью расплатиться за ливанскую неудачу.
У них мало шансов добиться этого в настоящий момент. Отставка Халуца всех ошеломила, хотя было и так понятно, что дни главы израильского Генштаба на этом посту сочтены. Это первый случай, когда начальник генерального штаба подает в отставку после того, как в течение нескольких месяцев он подвергался яростным нападкам.
Теперь надо дождаться заключения комиссии Винограда, расследующей поражение ЦАХАЛа, чтобы узнать, насколько Ольмерт и Перец ответственны за эти неудачи, бросившие тень на армию, которую израильтяне считали одной из лучших в мире.
Амир Перец в среду предупредил "врагов Израиля", что "необдуманное решение генерала Халуца не должно быть истолковано как признак слабости". Тем не менее, положение пары Ольмерт-Перец, возглавляющей коалицию "Кадима"-"Авода", уже раздираемую разногласиями, кажется все более шатким.
Во-первых, потому что все убеждены, что министр обороны, возглавляющий армию, находится не на своем месте. Во-вторых, потому что после поражения в Ливане израильский премьер-министр оказался в центре нескольких уголовных дел, ставящих под сомнение его порядочность.
Во вторник государственный прокурор Эран Шендар заявил о начале уголовного расследования по отношении Ольмерта. Есть улики, позволяющие заподозрить его в злоупотреблении своими полномочиями исполняющего обязанности министра финансов в 2005 году, когда он предоставил двум своим друзьям привилегии при приватизации второго по величине банка страны "Леуми". Это событие снова, всего девять месяцев спустя после его вступления в эту должность, бросило тень на политическое будущее преемника Ариэля Шарона.
Речь, таким образом, идет об использовании секретной информации в преступных целях. Ольмерт подозревается в изменении условий тендерных торгов в интересах владельца австралийской сети оптовых магазинов Фрэнка Лови, замешанного и в других расследованиях по операциям с недвижимостью. В конце концов, тендер выиграл другой кандидат.
По утверждению израильской прессы, Ольмерт воспринял эту ситуацию вполне спокойно и выразил желание, чтобы расследование велось быстрее и с него были сняты все подозрения. Также следствие изучает некоторые другие дела, в которых упоминается имя Ольмерта, - в частности, о продаже недвижимости, позволяющей предположить наличие скрытых источников финансирования, - но на данный момент официальное расследование начато не было.
Газета Maariv сообщает, что в рядах партии "Кадима", созданной Шароном и унаследованной Ольмертом, возникают сомнения. Опросы свидетельствуют о резком падении его популярности. Премьер-министра поддерживает всего 14% избирателей. В случае выборов "Кадима" получила бы не более 12 мест из 120 вместо теперешних 29, в то время как освободившиеся места достались бы "Ликуду".
Несмотря на сгущающиеся над израильским правительством тучи, Эхуд Ольмерт, похоже, не собирается уходить с поста. У него все еще есть достаточное большинство в кнессете. Йосси Вертер, политический обозреватель газеты Haaretz, сравнивает судьбу премьер-министра с китайской пыткой. Он задается вопросом, как в таких условиях этот человек может и дальше управлять страной. "Люди, хорошо знающие Ольмерта, говорят, что он сделан из стали, что он не паникует, не впадает в депрессию и что он убежден, что все эти расследования нужны только для кричащих заголовков газет".