Эколог Марина Рихванова пытается защитить сибирское озеро Байкал. Она выступает против намерений Кремля и деловой элиты эксплуатировать природные ресурсы
Прославленный российский эколог Марина Рихванова иногда чувствует себя как биологический вид под угрозой истребления, пишет газета The Los Angeles Times.
Она привыкла к жестокости окружающей среды – к тому, что агенты безопасности роются в ее документах, что ее банковские счета внезапно блокируются, а телефон, как она полагает, прослушивается.
В своих усилиях вернуть потерянный статус сверхдержавы Россия делает ставку на эксплуатацию своих огромных природных ресурсов, начиная с нефти и природного газа и заканчивая древесиной и алмазами, пишет газета. Голоса независимых экологов, в числе которых 47-летняя Рихванова из "Байкальской экологической волны", звучат как глас вопиющего в пустыне.
Впервые Рихванова столкнулась с властями в 2005 году, когда трубопровод по транспортировке нефти с сибирских месторождений к Тихому океану должен был пройти в полумиле от Байкала. Ученые, включая Рихванову, предупреждали, что эта территория подвержена землетрясениям и что утечка нефти может обернуться катастрофой для озера.
Реакция правительства последовала только после того, как организация Рихвановой и другие экологические группы устроили уличные акции протеста в Москве и в Сибири. Тогда Владимир Путин распорядился изменить маршрут нефтепровода. Но для Рихвановой эта победа была неубедительной, пишет автор статьи Меган К. Стэк.
"Это продемонстрировало бесполезность законодательства и юридической системы России, природоохранных властей. Все коррумпировано, - говорит она. – Решение должно основываться на оценках и экспертных мнениях. Вместо этого президент берет карандаш и рисует линию на карте".
В следующий раз она выступила против планов создания международного центра обогащения урана на основе бывшего химического завода в Ангарске, недалеко от Байкала.
Летом 2007 года при ее участии десятки активистов, выступающих против проекта, разбили палаточный лагерь в Ангарске. В июле 2007 года молодые люди, вооруженные прутами и ножами, напали на лагерь. Один из экологов погиб, другие были госпитализированы. Власти утверждают, что нападавшие были скинхедами. Среди них оказался 19-летний сын Рихвановой, Павел.