Под давлением правозащитных организаций и США узбекское правительство в конце концов призналось, что один из наиболее выдающихся религиозных лидеров постсоветской Центральной Азии, Акрам Юлдашев, умер в тюрьме в 2010 году от туберкулеза, пишет корреспондент The New York Times Эндрю Крамер. Эта новость пришла всего за месяц до окончания 17-летнего срока заключения Юлдашева.
"Не думаю, что правительство тщательно продумало этот шаг", - сказал в интервью изданию специалист Human Rights Watch по Центральной Азии Стив Свердлоу. По его словам, о смерти Юлдашева все равно пришлось бы сообщать, когда стало бы ясно, что он никогда не будет освобожден, поэтому, утаивая его смерть, правительство рискует еще больше разозлить его последователей и сделать из него мученика.
В 1990-е Юлдашев возглавил исламское возрождение в Ферганской долине, говорится в статье. Однако к концу десятилетия узбекское руководство обвинило его организацию в терроризме и запретило ее. Юлдашев был заключен в тюрьму в 1999 году по обвинению в терроризме после взрывов в Ташкенте. Его последователи, которых сегодня насчитывается несколько тысяч, в 2005 году подняли восстание в Андижане, протестуя против коррупции и преследований мусульман, которое завершилось кровопролитием, когда правительственные войска расстреляли толпу.
Американский Госдепартамент выступает за мягкий дипломатический подход в общении с правительством Ислама Каримова. Вдова Юлдашева, живущая в США, много лет требовала его освобождения. Но три года назад его семья, отчаявшись, согласилась с мнением американского правительства, считающего конфронтацию контрпродуктивной. Впрочем, этот спор оказался неактуальным, так как Юлдашев давно уже был мертв, отмечает Свердлоу.
"Мягкий подход никоим образом не побудил Узбекистан разобраться с ужасными фактами пыток и содержания в тюрьме критиков правительства и религиозных деятелей", - говорится в заявлении Human Rights Watch.