Обмен заключенными между США и Ираном, совпавший с завершением осуществления ядерного соглашения, - эпохальные результаты курса Обамы на сотрудничество, пишет The Wall Street Journal. Но повторить эти достижения, когда Обама переключится на следующую задачу - урегулирование конфликта в Сирии, - будет нелегко, считает журналистка Кэрол Э. Ли. И в США, и в Иране в этом году состоятся выборы, что ставит перспективы дополнительного двустороннего сотрудничества под большое сомнение.
В воскресенье, спустя всего несколько часов после вступления в силу ядерного соглашения и освобождения заключенных-американцев в Иране, Обама наложил на Тегеран новые санкции. Таким образом он постарался развеять тревоги, которые вызывает у сограждан его дипломатия в отношении Ирана, поясняет газета.
Обама должен спорить в США с критиками, которые считают, что в ирано-американских отношениях Иран получает преимущество. Он также должен развеять опасения, что Тегеран, получив примерно 100 млрд долларов благодаря отмене санкций, станет разжигать трения между разными течениями ислама на Ближнем Востоке.
В Вашингтоне "вообще нет политического пространства для Ирана", говорит Аарон Дэвид Миллер, отставной сотрудник Госдепартамента США. "Нынешний вызов, стоящий перед США, - в том, как совладать с крепнущим Ираном на разрушающемся Ближнем Востоке и на фоне впечатления, будто США отступают".
А парламентские выборы в Иране, назначенные на февраль, могут предопределить будущее новых дипломатических шагов.
"От иранской стороны выбор зависит еще больше, чем от нашей стороны: им выбирать, будут ли они и дальше стремиться к более конструктивным отношениям не только с США, но и с остальным миром", - сказал неназванный высокопоставленный источник в администрации США.
Как бы то ни было, в воскресенье Обама призвал к дальнейшему сотрудничеству с Ираном.
Самое серьезное испытание - Сирия, считает издание. Обама пытается урегулировать конфликт путем переговоров с участием Ирана, России и арабских стран. Остаются разногласия о будущем Асада. Неясно также, готовы ли Иран или Россия давить на режим Асада, чтобы тот согласился на прекращение огня.