"Бывшая сверхдержава, стесненная в средствах, пытаясь по дешевке восстановить влияние, не ограничивается тем, что проплачивает сетевых троллей", - пишет колумнист The Washington Post Энн Эпплбаум. Есть еще такой же малобюджетный "запас молодых людей, увлекающихся оружием, камуфляжем, дзюдо и военизированными играми в лесах". По ее словам, "Россия проявила более чем добрососедский интерес" к "игрокам в страйкбол, членам клубов боевых искусств и стрельбы в Латвии и Эстонии - странах, где много русскоязычных".
"Российские тренеры со связями в военных кругах и даже силах спецназначения присоединились к некоторым клубам в этих странах, обучая тому, что один наблюдатель назвал "тактикой мелких подразделений", - пишет Эпплбаум. Эти "бойцовские клубы" учат некой "системе", практическим навыкам русских боевых искусств, "удушающим" приемам и другие формам рукопашного боя. "Конечно, - отмечает журналистка, это лишь маленькие группы в странах, в остальном совершенно мирных. Гораздо серьезнее выглядят появившиеся на прошлой неделе сообщения о нанятых Россией наемниках, которые якобы создали военизированное подразделение в Боснии, чтобы поддержать лидера сербских сепаратистов".
"Можно было бы отмахнуться от этих случаев как единичных и несущественных, если бы не тот факт, что у России действительно есть опыт использования военизированных групп наряду с дезинформацией, коррупционными практиками и другими тактиками дестабилизации своих соседей. Оккупацию Крыма осуществляли "маленькие зеленые человечки" - российские солдаты в форме без знаков отличия. Но местные, которые внезапно стали "сепаратистами" на востоке Украины, вышли из более мрачной военизированной среды", - подчеркивает Эпплбаум.
Тактики, которые Россия "оттачивает на Украине и в Молдавии, зачастую проходят испытания и дальше на Западе". Журналистка напоминает о декабрьском сообщении в The New York Times, согласно которому активист Национальной стрелковой ассоциации США Пол Эриксон писал советнику предвыборного штаба Трампа, что развивает неофициальный канал связи с Кремлем. Согласно сообщению агентства McClatchy, "ФБР уже расследует, могли ли российские агенты тайком финансировать кампанию Трампа через Национальную стрелковую ассоциацию".
"Если бы это был 2015 год, мы могли бы обратить это в шутку. Но в 2016 году Кремль провел в США наглую дезинформационную кампанию в украинском духе и практически ничем не поплатился. В 2018 году - или 2028-м - возможно, Кремль начнет экспериментировать, проводя еще более жесткую "украинскую тактику", - пишет журналистка.