В России настало время отката к прошлому. Сомнительные президентские выборы этого года и недавнее убийство уважаемого американского журналиста и редактора в Москве свидетельствуют об эрозии демократии в правительстве и СМИ.
Теперь под ударом находится только что зародившаяся рыночная экономика - правительство, как ожидается, в этом году намерено выкупить больше частного имущества, чем продать государственного, - впервые со времен краха СССР в 1991 году.
Президент Владимир Путин настаивает на том, что он не ренационализирует экономику. Однако если нет, то чем еще можно назвать цель правительства - вновь купить проданный ранее контрольный пакет акций в крупнейшем в стране газовом концерне? Правительство также приостановило планы по приватизации государственной электрической монополии и отложило продажу своего контрольного пакета акций в ключевой подконтрольной государству телекоммуникационной фирме.
В это время оно предпринимает шаги по спасению (покупке) неблагополучного банка и захвату имущества ЮКОСа, бывший глава которого находится под судом по выдвигаемым против него обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Правительство утверждает, что ЮКОС не выплатил налогов на сумму в 7 млрд долларов.
Дело ЮКОСа примечательно, потому что уходит корнями в 1990-е годы, напоминающие о Диком Западе, когда правительство Бориса Ельцина распродало промышленные предприятия друзьям Кремля. Это породило российских "олигархов", которые благодаря темным сделкам стали миллиардерами. На прошлой неделе основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил в свою защиту, что он просто воспользовался расплывчатыми законами того времени.
Ясно, что президент Путин хочет реформировать экономику и не без оснований принялся за олигархов. Но очевидное решение Путина об установлении большего государственного контроля, который глушит инновации и порождает коррупцию и кумовство, не является правильным корректирующим инструментом. Так же, как и особое отношение к ЮКОСу. Помимо всего прочего, суд над Ходорковским кажется возмездием за политический вызов Путину.
Государственные аудиторы, пересматривающие распродажи 1990-х, определили, что государство потеряло 1,6 млрд долларов из-за недооценки или незаконных сделок. Однако, если государство зашло так далеко, не может ли оно переоценить сделки и заставить олигархов заплатить должную цену? Государству не обязательно владеть промышленностью, чтобы получать от нее доход - обычно для этого используются налоги.
Финансовые рынки России нестабильны. Инвесторов может успокоить справедливое урегулирование дела ЮКОСа, а не показательный процесс, и более прогрессивные законы в сфере бизнеса, а не откат к дискредитировавшему себя социалистическому прошлому.