Почти сразу же после того, как узбекские спецслужбы расстреляли демонстрантов в Андижане 13 мая, представители России, которых впоследствии поддержали их узбекские коллеги, заговорили о том, что подстрекателями были подрывные элементы, проникшие из Афганистана, и заявили, что их боевые возможности в Афганистане не истощаются. Однако в заключительной декларации недавнего заседания, прошедшего в Астане (Казахстан), главы государств Шанхайской организации сотрудничества призвали США и их союзников вывести войска из Центральной Азии. RFE/RL исследует противоречия между двумя заявлениями, сделанными Москвой и ее союзниками в Центральной Азии.
После событий в Андижане российские СМИ сразу же начали ссылаться на "высокопоставленные источники", говорившие, что "огромное количество боевиков, в число которых входили бандиты, исламисты, радикалы и бойцы "Талибана", проникли в Узбекистан из Афганистана и перегруппировались "на пересечении границ Киргизии, Узбекистана и Таджикистана". Эти обвинения повторил по разным поводам российский министр внутренних дел Сергей Лавров.
Выступая на совещании министров обороны НАТО в Брюсселе 9 июня, российский министр обороны Сергей Иванов выразил озабоченность по поводу "непрекращающейся деятельности антиправительственных группировок" в Афганистане, добавив, что боевая активность нового "Талибана", "Хизб-и-Ислами" Гульбуддина Хекматьяра и "Аль-Каиды" не спадает.
Иванов заявил, что российское правительство располагает информацией о целенаправленной подготовке боевиков, которым предстоит переброска в другие страны, в Афганистане. Затем, повторив обвинения Лаврова, Иванов отметил, что наглядным примером подрывной деятельности, ведущейся из Афганистана, являются недавние события в Узбекистане. По его словам, у Москвы имеется достоверная информация о том, что события в Андижане "были спровоцированы с территории Афганистана".
Заявив, что подготовка новых талибов ведется в Афганистане длительное время, Иванов задал своим коллегам по НАТО вопрос: кто, как и с чьей помощью устроил беспорядки в Узбекистане?
В июне, во время визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву, его российский коллега Владимир Путин заявил, что, хотя он не намерен останавливаться на других аспектах трагических событий 12-13 мая в Андижане, он может подтвердить, что боевики проникли со специальных баз, находящихся в Афганистане.
Сомнительная достоверность российских обвинений
Есть несколько факторов, заявляющих усомниться в справедливости заявлений трех высокопоставленных российских чиновников, касающихся присутствия нового "Талибана" в Узбекистане. Географически, чтобы перейти границу Узбекистана, боевикам сначала надо добраться до северных районов провинции Балх, где новый "Талибан" не проявляет активности с конца 2001 года. Затем им следовало пересечь хорошо охраняемую границу протяженностью 135 километров, которая проходит по реке Амударья. Оттуда им необходимо было пересечь значительную часть территории Узбекистана и/или Таджикистана, чтобы попасть в район, о котором говорят российские лидеры.
Хотя эта задача и выполнима, она требует навыков, которыми обладают лучшие спецподразделения. Судя по действиям талибов в Афганистане, они такими навыками не обладают.
Афганское правительство тоже отвергло обвинения со стороны Москвы.
В письме, направленном Путину в конце июня, Карзай призвал к взаимному доверию между Афганистаном и Российской Федерацией. Карзай заверил своего российского коллегу в том, что правительство Афганистана не позволит использовать афганскую территорию как базу для террористической деятельности в других странах.
Афганский президент выразил надежду, что Москва прекратит распространять "недостоверную информацию" и два государства будут взаимодействовать друг с другом "на основе фактов". Несмотря на "горький опыт оккупации Афганистана Советским Союзом, в исторических интересах народов Афганистана и России мы должны смотреть в будущее" и проводить "разумную политику".
Рангин Дадфар Шпанта, советник Карзая по внешней политике, 29 июня заявил RFE/RL, что Карзай "с сожалением" отнесся к высказываниям Путина. Шпанта связывает волнения в Узбекистане с событиями на Украине, в Грузии и Киргизии и близостью Узбекистана к демократическим государствам. По мнению Шпанты, деятельность нового "Талибана" и "Аль-Каиды" "направлена прежде всего против Афганистана и никак не связана с Центральной Азией".
Есть в Афганистане терроризм или нет?
Хотя Россия и Узбекистан так и не представили доказательств того, что за событиями в Андижане стоял новый "Талибан" и другие подрывные элементы, подготовленные в Афганистане, никто из представителей этих стран не отказался от своих утверждений, что на территории нестабильного Афганистана находятся учебные лагеря террористов и через его границы, даже на сравнительно спокойном севере, они легко могут проникать в Центральную Азию.
Поэтому стало сюрпризом сообщение о том, что главы стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), объединяющую Россию, Китай и бывшие советские республики Центральной Азии за исключением Туркмении, на ежегодном совещании заявили, что США и их партнеры по коалиции должны определить сроки вывода своих военных объектов из Центральной Азии, основываясь на "позитивной динамике и стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане".
"Принимая во внимание завершение активного военного этапа антитеррористической операции в Афганистане", говорится в декларации, страны ШОС "считают необходимым", чтобы партнеры по антитеррористической коалиции "установили сроки" окончания использования баз, находящихся на территории Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Так как США отвергли требования ШОС и обсуждение проблемы продолжается в столицах Центральной Азии, необходимо прояснить один вопрос: побежден терроризм в Афганистане или нет?
Вопрос об американских базах в регионе связан со стратегическим балансом сил между Вашингтоном и Москвой с их союзниками. Противоречивые заявления России и Узбекистана о поражении или возрождении терроризма в Афганистане, возможно, связаны с угрозой, которую представляют для авторитарных режимов Центральной Азии демократизация и местная оппозиция. Однако обвинения, высказанные Москвой и Ташкентом в связи с событиями в Андижане, и их подписи под декларацией ШОС ставят под сомнение их утверждения.