От счастливых деньков в Москве, когда он распоряжался нефтью и газетами, до лондонской ссылки под защитой "легионеров"
Березовского в Лондоне увидеть непросто. Несмотря на то, что он является одним из самых ярких представителей почти трехсоттысячного сообщества русских иммигрантов в столице Соединенного Королевства, человек, который в свое время считался образцом олигарха, на Темзе ведет уединенную жизнь. Никаких светских выходов - здоровье дороже. И он прав. В прошлом году в декабре дождливым утром он был одним из тех, кто нес на плечах гроб с телом Александра Литвиненко на кладбище Хайгейт. Присутствовало больше агентов безопасности, чем друзей и убитых горем родственников. Березовский казался измученным, даже физически, да и гроб был тяжел: внутри деревянного саркофага находился второй, металлический, потому что тело бывшего полковника КГБ, врага Путина, заражено радиацией, попавшей в организм вместе с полонием-210, который был использован для умерщвления Литвиненко.
Таким образом, несмотря на состояние свыше миллиарда евро, бывший профессор математики еврейского происхождения не может позволить себе открыто наслаждаться жизнью на юге Англии.
У него есть вилла в Сюррее, окруженная 170 гектарами парка, приобретенная за 15 миллионов евро. Он живет там с женой Еленой за пуленепробиваемыми стеклами, постоянно пребывания под охраной команды телохранителей, купленной оптом у французского Иностранного легиона.
Из этой виллы-крепости он руководит своими делами по всему миру. Когда он решает поехать в город, он сначала летит на вертолете и лишь потом пересаживается в бронированный лимузин - у него таких целый гараж. Он не признает автомобилей с кузовом-родстером, столь популярных сегодня у русских нуворишей на Лазурном берегу. Он вообще эксперт по автомобилям: он начал сколачивать свое состояние в России в 1990-х годах с продажи автомобилей на альтернативном рынке. Между прочим, он любезно подарил Chevrolet дочери Бориса Ельцина, став ее большим покровителем. Потом он стал интересоваться нефтью: в 1995 году купил "Сибнефть" за десятую часть ее цены в период постсоветской приватизации, а вскоре добавил в свой портфель газеты и телеканалы. И начал заниматься, в числе прочего, политикой, избрав для себя роль посредника в чеченской войне.
Когда в 1999 году царь Борис выбрал для себя в качестве премьер-министра неизвестного полковника КГБ Владимира Путина, олигарх его поддержал. Но потом Путин понял, что Березовский может стать опасным центром власти, и последовали обвинения в отмывании денег и уклонении от налогов. И тогда из тени вышел полковник Литвиненко, который раскрыл планы спецслужб по ликвидации олигарха; дружба этих двоих продолжилась и в лондонской ссылке.
В 2000 году Березовский поменял Москву на Лондонград. Его генеральным штабом стал дом номер 7 по Даун-стрит, в районе Мэйфейр, недалеко от Пикадилли. Здесь также приняты суровые меры безопасности, и это оправданная предосторожность. Потому что ФСБ, как по-новому называется советский КГБ, никогда не переставала интересоваться жизнью того, кто решил встать на пути у Путина. В декабре 2001 года сотрудник московских спецслужб, объявляя об очередном ордере на арест, сказал: "Нам многое известно о Борисе, что он ест на завтрак, что ему подают на обед, нам даже известна его любимая булочная". Как кажется, эти знания были в определенной мере использованы в 2003 году, при попытке устранить старого олигарха с помощью отравленной иглы в авторучке. После этого Форин-офис решил предоставить ему политическое убежище. Миллионер-беженец предусмотрительно открыл дело, связанное с безопасностью: в числе его вложений в недвижимость было приобретение здания на улице Гросвенор, 25, которое он сдал в аренду Erinys - охранной фирме во главе с генералом Джоном Холмсом, бывшим командиром SAS, парашютно-десантных частей особого назначения.
Несмотря на эти меры предосторожности, на диване в офисе Березовского на втором этаже Даун-стрит, 7, в ходе расследования по делу об убийстве Литвиненко были обнаружены следы полония-210. Их оставил Андрей Луговой, человек, которого Скотланд-Ярд обвиняет в отравлении. Он нанес визит старому работодателю и выпил с ним белого вина (радиация была обнаружена и на бокале). Но в ноябре мишенью явно был не опальный олигарх. Для него готовился другой план. В тот период, чтобы избежать перспективы быть застреленным снайпером, Березовский отказался даже от своих немногих развлечений: посещения матчей с участием футбольного клуба Arsenal. У Березовского собственная ложа на Emirates Stadium, где он принимал даже Нейла Буша - младшего брата президента.
Нет уж, лучше смотреть футбол по телевизору, лучше здоровая жизнь за броней, чем вечное пребывание на кладбище Хайгет, где покоится Литвиненко. Кстати, там же установлен бюст Карла Маркса и покоятся его останки. И кто знает, что мог бы подумать об этой посткоммунистической истории автор "Капитала".