Вместо того чтобы выдать Англии предполагаемого убийцу Литвиненко, из него делают национального героя
"К чему Британии "второй фронт"?" - вопрошают "Известия". Ведь Англия еще не до конца разобралась с террористами, которые объявили ей джихад, заявляет рупор Кремля и продолжает: "Неужели и впрямь Браун и его команда полагают, что в современных мировых делах можно обойтись без России?" Реакция Москвы на высылку четырех дипломатов, связанная с отравлением Александра Литвиненко осенью прошлого года, - это объявление войны на дипломатическом уровне.
Кремль рассчитывал только на небольшую стычку. Британские предприятия - это для России крупнейшие инвесторы, поэтому Москва ожидала от англичан большей сдержанности. Однако британцы держались твердо: убийство - это убийство. Моральные последствия британской позиции уже не раз доводили политическое руководство России до белого каления. Очередная мера со стороны Лондона - ограничение в выдаче виз - заставила государственную бюрократию вздрогнуть еще сильнее. Однако британский МИД подчеркнул, что эта мера коснется исключительно чиновников и госслужащих. В их среде Лондон пользуется большой популярностью, там крутятся их деньги, там живут их семьи.
Немного о фоне, на котором разворачиваются описываемые события: Россия отказывается выдать Лондону Андрея Лугового, основного подозреваемого по делу об убийстве Литвиненко. Москва ссылается на конституцию, которая не предусматривает экстрадиции российских граждан. Соответственно, Москву не в чем упрекнуть, даже если раньше в аналогичных случаях она была готова пойти на исключение. В то же время англичане крайне недовольны тем, что российские правоохранительные органы не готовы к конструктивному сотрудничеству в области расследования убийства с применением полония. До сих пор в Москве Лугового, несмотря на результаты предварительного следствия, представленные Скотланд-Ярдом, допрашивали не в качестве подозреваемого, а всего лишь как свидетеля. Российская Генпрокуратура утверждает, что за этим убийством стоит беглый олигарх и противник Путина Борис Березовский. Кроме того, Луговой рассказывает, что некие сотрудники британского MI-6 пытались его завербовать.
Сейчас из Лугового делают национального героя. Он выступает на пресс-конференциях, многочисленные средства массовой информации предоставляют ему возможность комментировать результаты расследования британцев. Позавчера, например, он дал интервью "Известиям": "Выезжать из России никуда не собираюсь. Мне и здесь хорошо". Таким образом, главный подозреваемый становится патриотом, который не поддался вербовке со стороны MI-6 и поплатился за это несправедливыми обвинениями в свой адрес. Это спектакль, балаган и показательная издевательская кампания, посредством которой Россия заявляет претензию на собственное правосознание, отличное от европейских стандартов.
Никто в России не сомневается в том, что английские судебные власти действуют более тщательно, чем российские. Вывод напрашивается сам: обвинения англичан полностью оправданны. Однако у сопротивления расследованию есть глубоко скрытые причины. Возможно, за заговором кроются совсем другие силы. Еще в начале этого года мужественные российские журналисты попытались разобраться в этом поглубже: например, журнал The New Times - "Новое время" (TNW) поведал об участии ФСБ в планировавшемся убийстве. При этом TNW ссылался на высказывания офицера ФСБ, вышедшего недавно на пенсию, который утверждал, что идея убийства с использованием полония принадлежала группировке, близкой к заместителю главы президентской администрации Игорю Сечину.
Сечин входит в круг так называемых силовиков, влиятельных представителей силовых министерств, которые при Путине выдвинулись на ключевые позиции. Заместитель директора ФСБ Александр Бортников должен был якобы обеспечивать материально-техническую сторону операции. О том, что Бортников возглавлял встречи по подготовке убийства, журналу TNW подтвердили еще два высокопоставленных источника. Полоний, как они утверждают, был получен в совершенно секретном ядерном центре в Сарове и вывезен за пределы страны через московский аэропорт Домодедово.
Горячую тему не подхватило ни одно из средств массовой информации. Все боятся, и, кроме того, гражданам вовсе не интересно, кто держит их судьбы в своих руках.