Серия статей в швейцарской газете Le Temps посвящена теме предстоящих в 9-10 сентября этого года дискуссий России и Запада о безопасности в Европе, которые пройдут в Шамбези под Женевой.
Этот форум, пишет журналист Le Temps Стефан Бюссар в статье "Русские секреты Шамбези", первое заседание которого состоялось 11 сентября 2009 года, появился в результате многочисленных встреч глав дипломатий двух стран Сергея Лаврова и Мишлин Калми-Рей, стремившихся создать площадку для дискуссий между НАТО, ОБСЕ, Россией и другими структурами безопасности. В этом году на форуме в Шамбези вопросы безопасности в Европе будут обсуждать 35 специалистов, среди которых - представители НАТО, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и по три дипломата от каждой из двух главных держав холодной войны. "Дискуссии в Шамбези - нечто среднее между традиционной дипломатией и неформальной дипломатической инициативой Track II. Специалисты из университетов и аналитических центров, специализирующихся на вопросах европейской безопасности, поделятся своими взглядами", - пишет газета.
Эти дискуссии преследуют множество целей: оценить плюсы и минусы действующей системы европейской безопасности, обсудить проект пакта о европейской безопасности, представленный Дмитрием Медведевым в ноябре 2009 года, усовершенствовать режим контроля над вооружениями. В прошлую пятницу страны НАТО отклонили предложенный Москвой новый договор о деятельности Совета Россия-НАТО: по мнению издания, это "в очередной раз доказывает, что, несмотря на падение Берлинской стены, Россия и Запад так по-настоящему и не преодолели схемы, унаследованные от прошлого". Большинство существующих каналов взаимодействия между Россией и Западом перегружены негативными коннотациями, это касается, в частности, ОБСЕ, которую Россия воспринимает как помеху, и Совета Россия-НАТО, по мнению одного европейского дипломата, являющегося "пустышкой". Процесс в Шамбези, напротив, является многосторонним форумом, позиция которого представляется более нейтральной, подчеркивает корреспондент Стефан Бюссар.
По словам директора программы международной безопасности в женевском Центре политики безопасности Пала Дуная, предложенный Россией проект пакта европейской безопасности - это "пробный шар": "Россия пытается выйти за рамки существующих разделений Европы и перейти от системы сотрудничества к системе обязательной коллективной безопасности. Это способ узаконить такие структуры, как СНГ или ОДКБ", - приводит издание слова Дуная, отметившего, что для России это скорее вопрос престижа, чем достижения результата. "Для Запада просто отвергнуть этот проект недопустимо. Тогда Россия скажет, что у нее развязаны руки. Принять его тоже сложно из-за его двусмысленности", - считает Дунай.
Европейский дипломат скептически оценивает предложение России: "Андрей Громыко сделал предложение того же порядка, предложив на Генеральной Ассамблее ООН приступить к полному ядерному разоружению. Предложенное Медведевым соглашение - из той же серии. Цель Москвы - ослабить НАТО и сохранить за собой право контролировать его расширение", - цитирует издание.
"В международном контексте, где угрозы безопасности принимают новые глобальные формы, инициатива Швейцарии провести на своей территории форум, предлагающий редкую возможность обсудить проблемы безопасности Европы в беспрецедентном многостороннем формате, является позитивной", - пишет Le Temps в редакционной статье "Достоинства переговоров в Шамбези". Организуя дискуссии в Шамбези, Швейцария пользуется благоприятным климатом в отношениях России и Запада, чтобы посадить их за один стол: "это не гарантия результата, но осознание того, что устаревшая система европейской безопасности не адаптирована к вызовам XXI века", подчеркивает редакция.
Россия, отмечает Le Temps, очень высоко ценит Женеву как площадку для переговоров. Штаб-квартиру ООН в Женеве возглавляет россиянин Сергей Орджоникидзе. "То, что Москва в некотором роде превращает Женеву в свой тыл, вызвано тем фактом, что русские в настоящий момент отстранены от политического руководства и миротворческих операций в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Неслучайно поэтому Женева стала местом дискуссий Москвы и Тбилиси, начатых после российско-грузинского конфликта лета 2008 года", - подчеркивает Стефан Бюссар, напоминая, что у связей России с Женевой давние исторические корни.