Управляемая диктатором Лукашенко экономика Белоруссии близка к краху - желания помогать безвозмездно, похоже, нет и у России, пишет постоянный комментатор Frankfurter Allgemeine Zeitung Райнгард Везер.
Решение президента Александра Лукашенко зафиксировать цены на "социально значимые продукты" является одной из мер, при помощи которых нынешний белорусский режим старается преодолеть тяжелейший кризис. В нем, замечает автор публикации, многие эксперты усматривают признаки скорого конца "белорусской модели". "Модель управляемой государством экономики чествовалась самим Лукашенко как единственный путь, ведущий к благосостоянию и безопасности. Благодаря ей он пользовался популярностью среди большого числа жителей страны, поскольку в отличие от России или Украины белорусы действительно могли рассчитывать на скромные социальные гарантии".
Однако в последнее время ситуация меняется драматическим образом. По оценкам министерства экономики, инфляция в первой половине текущего года составила более 30%, реальная цена доллара США составляет 9 тыс. белорусских рублей. Валюта по большей части уходит на серый рынок.
"Подобные тенденции стали шоком для белорусов, чьи доходы в последние годы заметно выросли, - продолжает автор. - Дело в том, что успехи белорусской экономики, которыми бахвалился режим, стали результатом финансированного в долг потребления. Тот факт, что "белорусская модель" просуществовала так долго, в значительной степени был связан с желанием Москвы обеспечить свои политические интересы - Минск, к примеру, получал энергоносители по весьма заниженным ценам. Сегодня Москва больше не готова к оказанию безвозмездной помощи, поскольку Лукашенко, со своей стороны, не горит желанием пускать российские концерны в стратегически важные белорусские компании - такие как "Белтрансгаз", - продолжает Везер.
Львиная доля белорусской экономики находится в руках государства. Лишь 30% от общего объема ВВП приходится на частный сектор, представители которого ощущают на себе тиски режима и не имеют полноценной экономической независимости. Как говорится далее в статье, сельское хозяйство Белоруссии находится в упадке - даже при том, что восхваление достижений сельского хозяйства Лукашенко возвел в ранг государственной идеологии. Многие оставшиеся с советских времен колхозы просуществовали до сих пор лишь потому, что по распоряжению президента промышленные предприятия и банки обязались взять на себя их финансирование. Эта особенность белорусской экономики распространилась и на иностранных инвесторов - "инвестиционная безопасность в стране может быть гарантирована лишь благосклонностью власти", замечает автор.
Отсутствие правовой государственности, по мнению исполнительного директора Восточного комитета немецкой экономики Райана Линднера, является одним из основных препятствий для инвестиций в Белоруссии. Тем не менее, по мнению эксперта, западные компании не должны исключать для себя возможность ангажемента в стране, уступая поле русским.