Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 июня 2007 г.

Арно Лепармантье | Le Monde

Уже недоразумения?

Спустя шесть недель после выборов избиратели уже сделали Николя Саркози серьезное предупреждение. Конечно, с 323 депутатами от "Союза за народное движение" (UMP) президент Республики уже располагает твердым большинством для управления страной.

Однако Социалистической партии удалось достичь неожиданных результатов и сохранить свои места, а Коммунистической партии пришлось спасать свою группу с помощью зеленых и MRC. Довольно низкий уровень избирательной активности (60%) доказал, что главным голосованием в V Республике более чем когда-либо являются президентские выборы. Но левым почти удалось за неделю нагнать отставание от правых по количеству голосов.

Как объяснить изменение не вызывавшей сомнений тенденции, хотя первый тур позволял рассчитывать на "синюю волну"? Видимо, оно связано с одним именем - Анри Гюэно. Этот последователь Филиппа Сегена подал Жаку Шираку идею "социального перелома", позволившую тому победить в 1995 году Эдуара Балладюра. Французы быстро разочаровались, когда премьер-министр Ален Жюппе осуществил жесткий поворот, спровоцировав забастовки декабря 1995 года и неудачную попытку роспуска парламента в 1997 году.

Через 12 лет тот же Гюэно, ставший весной 2006 года спичрайтером Николя Саркози, помог кандидату от "Союза за народное движение" соблазнить народные массы, вернуть надежду "страдающей Франции" или, по крайней мере, набрать голоса. Разместившись в Елисейском дворце в соседнем с президентом кабинете, Гюэно продолжает вдохновлять президента, выступая отныне хранителем предвыборных обещаний.

Но несколько недель назад в дело вмешалась программа UMP. Она не стала неожиданностью для тех, кто внимательно читал выступления Саркози. Президент применяет свои предложения на практике, но детали не всегда соответствуют социальным и националистическим акцентам, сделанным в ходе кампании.

Первые меры были приняты хорошо, так как представляли собой заранее разрекламированные подарки и соответствовали ценностям, которые олицетворяет Саркози: отмена налогообложения сверхурочных - для реабилитации труда; освобождение наследства от налогов - для семьи; льготы по ипотечному кредитованию - для собственников или тех, кто хочет ими стать.

Между двумя турами парламентских выборов правительство изучало первые меры, сообразующиеся с политикой предложения, необходимые для повышения конкурентоспособности Франции, но мало афишируемые в ходе кампании. К ним относится так называемый социальный НДС, позволяющий финансировать социальную защиту за счет потребления и импорта, а не труда: из-за плохой разъяснительной работы, проведенной министром финансов Жаном-Луи Борло и премьер-министром Франсуа Фийоном, создалось впечатление, что цены могут увеличиться на 5%.

Добавим сюда отсутствие окончательного решения по минимальному уровню почасовой оплаты (чтобы не переплачивать за неквалифицированный труд), введение медицинских франшиз, - французы решили, что их покупательной способностью придется пожертвовать. Устремившись в эту брешь, Социалистическая партия назвала Николя Саркози "Робин Гудом наоборот", грабящим французов, чтобы сделать налоговые подарки самым богатым". Кроме того, избирателям напомнили, что "перелом", за который на протяжении долгих месяцев ратовал Саркози, не обязательно будет "спокойным", а может оказаться жестким и даже несправедливым. По иронии судьбы, жертвой двусмысленности президентской кампании вновь стал Ален Жюппе, проигравший в Бордо и ушедший из правительства.

Перед президентом Республики уже не простирается широкий путь для приведения страны в движение. Готовы ли французы к реформам, когда они примут отличную от налоговых подарков форму? Чтобы не прекращать эту дискуссию, Николя Саркози до настоящего момента говорил о желании осуществить в стране "экономический и налоговый рывок, чтобы Франция отправилась на завоевание недостающего ей темпа роста" и тем самым профинансировать реформы.

Такая стратегия была бы применима, только если бы имело место экономическое отставание и если бы Саркози одновременно параллельно предпринял глубокие преобразования. Он отказался от нескольких символических сражений, безусловно, не необходимых, таких, как введение минимальных услуг на транспорте. Он не стал критиковать Центральный Европейский Банк, когда тот поднял процентные ставки. Но судьба основных вопросов неясна: введение единого трудового контракта будет зависеть от результатов переговоров между владельцами и профсоюзами; реформа университетов в том виде, как она была представлена, не затрагивает в настоящее время проблему прав поступления и отчисления; изменения государственной системы образования выходят за рамки изменения школьной программы.

После воскресного голосования свобода действий правительства будет затруднена оправившимися левыми и профсоюзами, которые будут не одиноки перед лицом правительства и депутатов от "Союза за народное движение", обеспокоенных грядущими в 2008 году муниципальными выборами. Результаты выборов обязывают Николя Саркози проводить реформы, но спокойно и ведя диалог. Не опускаясь до инертности своего предшественника, избранного по роковому недоразумению.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru