США заявили высокопоставленным официальным лицам Ирака, что премьер-министр Нури аль-Малики должен уйти в отставку, чтобы США могли осуществить военное вмешательство с целью остановить наступление суннитских экстремистов, утверждает Independent. "Суннитская община считает Малики главным организатором ее угнетения, и американцы полагают, что, пока Малики не перестанет быть лидером страны, национальное примирение суннитов и шиитов невозможно", - поясняет журналист Патрик Кокбёрн.
Малики, судя по всему, намерен цепляться за власть, хотя в минувшие 10 дней его 350-тысячная армия, на которую с 2011 года был израсходован 41,6 млрд долларов, развалилась после атаки противника, намного уступающего ей по численности. "Он возлагал вину на Саудовскую Аравию, курдов и вероломных генералов, но не дал никакого подлинного объяснения и не взял на себя ответственность за поражение", - говорится в статье.
В 2006 году Малики был фактически назначен на свой пост Соединенными Штатами, но сегодня считается, что он находится под влиянием Ирана. Иранское руководство разделилось во мнениях о том, стоит ли прекратить поддержку Малики. "Иранские командующие взяли на себя центральное руководство иракской армией, но иракские политики не верят, что у Ирана есть последовательный план спасения багдадского правительства от кризиса", - говорится в статье.
Есть способ сместить Малики конституционным путем: иракский парламент должен выбрать спикера и президента, которые затем попросили бы представителя крупнейшей партии сформировать новое правительство. "Малики вряд ли будет избран премьер-министром, поскольку против него объединяются другие партии", - отмечает автор.
Но, возможно, парламентская процедура - слишком медленная для того, чтобы отстранить Малики и заменить его новым руководством, способным выдержать восстание 5-6 млн иракских суннитов. ИГИЛ возглавляет это восстание, но в нем участвуют еще 7 или 8 вооруженных группировок. К северу от Багдада наступление ИГИЛ замедлилось, но оно продолжает занимать суннитские города и деревни, где большинство местных жителей мужского пола, имеющих оружие, вливаются в его ряды.
"Всеобщая поддержка, которой суннитский мятеж пользуется в северном и западном Ираке, крайне затруднит любое контрнаступление: оно столкнется с гораздо более многочисленным противником, чем силы, которыми ИГИЛ располагал изначально", - говорится в статье. Для долгосрочной кампании против ИГИЛ потребуются удары с воздуха как по территории Ирака, так и по Сирии.
От того, удастся ли США и иракским оппонентам Малики заменить его новым лидером в ближайшие недели, зависит дальнейшее развитие конфликта. Антипатия суннитского населения к Малики - одна из главных причин того, что ИГИЛ, суннитские вооруженные группировки и гражданское суннитское население смогли объединиться против правительства. Сунниты считают, что Малики низводит их до положения граждан второго сорта, что он посадил в тюрьмы до 100 тыс. человек, причем иногда без предъявления обвинений либо ввиду признаний, вырванных под пытками.
Возможно, ИГИЛ сочтет, что в его интересах - незамедлительно ударить по Багдаду, пока США и Иран решают, что предпринять, а политическое руководство и военное командование в Багдаде охвачены хаосом.
"Лучший шанс Малики воспротивиться призывам к его отставке - это если угроза Багдаду так обострится, что Вашингтон и Тегеран будут вынуждены поддержать Ирак, даже если Малики останется на своем посту", - замечает автор.