Отвечаем на негативные комментарии без слез или злости
"Никто не любит, когда его критикуют. Однако это может стать возможностью продемонстрировать редкое качество - умение позитивно принимать негативные отзывы", отмечает журналистка The Wall Street Journal Сью Шелленбаргер. Это умение требует практики, смирения и немалой дозы самоанализа.
Менеджеры говорят, что у многих сотрудников такой практики нет. Прежде всего, критика нынче не в моде: по данным опроса, проведенного в 2013 году Обществом управления персоналом (SHRM) и компанией Globoforce, более 94% руководителей, работающих с кадрами, предпочитают положительную обратную связь - заслуженная похвала эффективнее, знают они.
Но уж если вас критикуют, совладать с чувствами бывает нелегко. "Если на глаза наворачиваются слезы или вы чувствуете, что ощетиниваетесь, попросите 24 часа на ответ, - рекомендует Брэд Карш, президент компании JB Training Solutions. - Просто скажите: "Большое спасибо за информацию. Мне бы хотелось это обдумать".
Лектор Гарвардского университета Дуглас Стоун полагает, что люди плохо реагируют на критику по трем причинам: "Критика кажется им чрезмерной или несправедливой. Адресат критики не любит или не уважает того, от кого она исходит. Или же комментарии задевают его чувство идентичности или безопасности".
Некоторые раздувают замечание до разрушительной критики в свой адрес. В таком случае Стоун советует составить таблицу с двумя колонками: "Что эта критика затрагивает, а что - нет". Цель этого упражнения - отмести искаженные толкования.
По словам консультанта Гаррета Миллера, если вас критикуют, продуктивнее задавать конкретные вопросы. Уточняйте: "С какими данными вы ознакомились?" - а не возмущайтесь: "Почему вы так говорите?" Вопросы, которые начинаются с "почему", только раздражают и заводят разговор в тупик.
"Дополнительная сдержанность необходима, если босс или коллега критикует вас на совещании на глазах у всех", - отмечает Шелленбаргер.
"Не устраивайте сцену, - советует Карш. - Позже можете сказать, что приняли замечание к сведению, но заметить, что отчитывать вас перед остальными неуместно и непродуктивно. Попросите впредь проводить подобные обсуждения с глазу на глаз".
Случается, что некоторые критические замечания никак не относятся к вам или вашей работе. Разрешается спрашивать начальника, на чем основывается его критика. Если босс не потрудился опросить ваших коллег, клиентов или покупателей, стоит попросить его учесть и их мнение.
Как бы то ни было, немного поразмыслив над критическим отзывом в свой адрес, большинство людей приходят к выводу: "Я отлично понимаю, что могло подвигнуть кого-то на такие слова".
"В любом замечании есть доля правды", - уверяет Миллер. Прежде чем отмахиваться от него, спросите себя: "Какую пользу я могу из этого извлечь?"
Как реагировать на критику начальника
Не стоит: злиться и показывать, что вы разозлились.
Почему: потому что ваш босс разозлится в ответ и станет относиться к вам с подозрением.
Если вы все же отреагировали именно так, то: успокойтесь, подойдите к начальнику попозже, извинитесь и попросите привести конкретные примеры или доказательства.
А как стоит реагировать: "Хотелось бы быть уверенным, что я все правильно понял. Вы имеете в виду, что..."
Не стоит: плакать.
Почему: все, что запомнит ваш начальник, - это ваши слезы.
Если вы все же отреагировали именно так, то: попросите принять вас позже, извинитесь за чрезмерную эмоциональность и сосредоточьтесь на конкретике и на том, какие шаги следует предпринять далее.
А как стоит реагировать: "Вы не возражаете, если я немного подумаю над этим и мы обсудим это позже?"
Не стоит: все отрицать.
Почему: начальник усомнится в том, что вам можно доверять.
Если вы все же отреагировали именно так, то: подойдите к начальнику позднее, объясните, что не увидели картину во всей ее полноте сразу, и попросите привести конкретные примеры.
А как стоит реагировать: "Для меня это неожиданность. Могли бы вы привести примеры?"
Не стоит: обвинять других.
Почему: начальник потеряет к вам уважение.
Если вы все же отреагировали именно так, то: сосредоточьтесь на себе и подумайте, какие уроки вы можете извлечь из того, что услышали, затем снова встретьтесь с начальником.
А как стоит реагировать: "Мне не виделась ситуация с такой точки зрения. Могли бы вы рассказать подробнее о вашем видении?"