Сегодня премьер Греции встретится с российским президентом "на полях" ПМЭФ. "Греческий тупик" дает России заманчивый повод для вмешательства. Неужели Путин предложит погрязшему в долгах Ципрасу заем в обмен на обещание предотвратить продление санкций ЕС? Если Москва это сделает, финансовый кризис превратится в геополитический, пишут СМИ. The Guardian анализирует, почему "Греция и Россия считают себя униженными".
"Визит Алексиса Ципраса в Россию, второй за несколько месяцев, вызвал подозрения, что Владимир Путин может предложить нуждающемуся в средствах правительству Греции заем в обмен на обещание предотвратить продление антироссийских санкций ЕС", - пишет The Financial Times.
Путин неоднократно упоминал о вековых духовных и культурных связях Греции и России, которые, по его словам, уходят корнями в общую православную веру. Один российский банкир в Санкт-Петербурге назвал это причиной, объясняющей жесткое сопротивление Афин требованиям EC: мол, Россия точно так же сопротивляется западным санкциям. "Это типично христианский православный дух", - заявил банкир.
"У него остался только один день, чтобы спасти будущее Греции. Почему он здесь? - задает вопрос Джейкоб Грейпенгиссер, партнер East Capital, имея в виду Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). - Масштаб проблемы настолько велик, что Россия не может позволить себе выделить на ее решение средства, хоть сколько-нибудь близкие к тому, что требуется. Я не вижу, что Россия могла бы предложить ему".
По словам Юрия Соловьева, топ-менеджера банка ВТБ, никаких переговоров о финансировании Греции не ведется, передают корреспонденты, добавляя, что Соловьев обеспокоен, не спровоцирует ли греческий кризис еще один внешний удар для России.
"Президент Путин - в глазах российского народа герой, потому что противостоит Западу. Но он может получить целую толпу новых поклонников в Греции, и это плохая новость для США и Европы", - пишет в Foreign Policy Дэвид Фрэнсис.
"Покидая встречу с министрами финансов Европы в четверг в Люксембурге, Алексис Ципрас был ничуть не ближе к выплате долга МВФ, чем по прибытии, - сообщает автор, напоминая, что Греция обязана выплатить 1,8 млрд долларов. - Перспектива заключения сделки до крайнего срока 1 июля становится все туманнее, и эксперты прогнозируют, что Ципрас обратится за помощью к Москве".
Ципрас должен встретиться с Путиным в пятницу на Петербургском экономическом форуме. "До последнего времени Россия в основном держалась в стороне от европейского финансового кризиса. Однако "греческий тупик" предоставляет ей заманчивый повод для вмешательства. Если Москва это сделает, то продолжающийся пять лет экономический кризис превратится в геополитический", - рассуждает Фрэнсис.
"Не хотелось бы, чтобы Европе пришлось иметь дело с Грецией - входящей в НАТО - которая внезапно начнет заискивать перед Россией", - прокомментировал американский эксперт Себастиан Моллэби.
Ангела Меркель оказывается в затруднительном положении, говорится далее. Немцы не хотят больше "платить за Грецию", но канцлер Германии находится под давлением со стороны Вашингтона, требующего, чтобы она сохранила единство внутри ЕС, которое не позволит все испортить, когда дело дойдет до санкций.
Меркель "не нравится идея, что Путин получит в подарок Грецию, если она отвернется от Западной Европы", считает Моллэби.
В еврозоне усиливаются настроения в пользу выхода Греции, пишет The New York Times. "Из всех бесконечных предписаний и норм, царящих в европейском валютном клубе, одно золотое правило перевешивает все прочие: членство в нем требует соблюдения условий". Вступившей в еврозону в 2001 году и получавшей финансовую помощь в последние пять лет Греции говорили то же самое: чтобы принадлежать к сообществу, она должна отвечать строгим экономическим стандартам.
Теперь в Европе начинает преобладать мнение, что для ее амбициозного валютного проекта будет лучше, если Греция просто его покинет, говорится в статье.
"В особенности в Германии существуют опасения, что предоставление новых кредитов Греции без выполнения обязательств по большему сокращению расходов представляет собой роковой шаг к так называемому трансферному союзу, при котором более богатые страны "подают милостыню" Греции и другим более слабым странам", - отмечает журналист.
"Если маленькая страна сможет принудить путем шантажа других членов к трансферному союзу без условий и контроля, то евро не выживет", - считает эксперт по госдолгу из Американского института предпринимательства Адам Леррик.
"Дефолт и выход - это единственный вариант", - считает Костас Лапавицас, учившийся в Лондоне экономист, который сейчас является членом греческого парламента от партии "Сириза".
Уже много лет Лапавицас утверждает, что для Греции предпочтительнее иметь независимую национальную валюту и возможность принимать решения о расходах и кредитах без ограничений, накладываемых Европой, пишет автор статьи, добавляя данные недавнего опроса: 58% членов партии "Сириза" поддерживают возвращение к драхме.
"В эти дни по выпускам новостей может сложиться впечатление, что в Европе господствует политика унижения", - замечает обозреватель The Guardian Натали Нугайред. Из Греции и России доносятся жалобы на то, что эти страны - жертвы угнетения, их гордость попрана, их благосостоянию угрожают враждебные внешние силы. Правда, это следует воспринимать в контексте дипломатии: "Переговоры Греции с кредиторами дошли до черты кризиса. Российский режим, в прошлом году начавший войну на Украине, проводит стратегию, цель которой - к своей выгоде переписать правила "периода после холодной войны".
Но ощущение униженности - неподдельное.
Причины экономических трудностей в Греции и России - меры жесткой экономии, снижение доходов или последствия санкций. Но ни Запад, ни Европа никогда не намеревались попирать национальную гордость этих стран, считает автор.
"Например, если бы действительно была долгосрочная кампания против России, в 1991 году тогдашний президент США Джордж Буш-старший приветствовал бы стремление Украины к независимости. Но он, наоборот, публично выступил против", - говорится в статье.
На деле в 1990-х делалось все, лишь бы не унизить Россию, считает Нугайред, упоминая о западной помощи, приглашении России в Совет Европы, в "большую семерку" и ВТО, а также о том, что НАТО осторожно налаживало контакты с Россией, "Европа закрывала глаза на войны в Чечне", а ЕС вступил в "стратегическое партнерство" с Россией.
При этом Запад не учел "менталитета российской правящей касты", признает журналистка. В первом десятилетии ХХI века Запад относился к России с добродушным невниманием, принимая желаемое за действительное. "Но годы шли, а Россия не могла модернизироваться, и путинский режим взялся перекладывать на Запад вину за собственную неспособность что-то сделать", - пишет она.
Что касается Греции, то лидеры ЕС неверно оценили ее уровень. "Последствия того, что ради перехода на евро Греция подправила свою экономическую статистику, ощущаются доныне", - говорится в статье.
ЕС неправильно боролся с кризисом еврозоны, а меры жесткой экономии сильно ударили по Греции. Но текущее положение в Греции - не в последнюю очередь результат решений ее правительств. Так, "крупные олигархические структуры и православная церковь бегут от налогообложения", говорится в статье.
Автор советует: те, кто ведет переговоры с "униженными", могли бы признать свои ошибки, а россияне и греки должны найти способ борьбы со своими внутренними недостатками. "От унижения можно оправиться, лишь осмыслив полную картину своего прошлого", - заключает Нугайред.