В первые месяцы этого года мы не только отмечаем 100-летие Русско-японской войны, но и начало развития зачастую бурных и противоречивых трехсторонних отношений между Японией, Россией и Соединенными Штатами.
Фактически, эти отношения доминировали в северо-восточной политике трех государств на протяжении всего ХХ века. И сегодня, возможно впервые за 100 лет, США готовы играть конструктивную роль в нормализации российско-японских отношений. Главная задача США заключается в том, чтобы помочь Японии и России разрешить территориальный спор и тем самым обеспечить полную нормализацию дипломатических отношений между двумя странами, находящимися в кризисе на протяжении шестидесяти лет.
Следует вспомнить и о том, что Русско-японская война была закончена в 1905 году только благодаря посредничеству США и взвешенной дальневосточной политике президента Теодора Рузвельта. Ирония истории.
Как это ни странно, но уже через два года после окончания Русско-японской войны, Япония и Россия, опасаясь усиления влияния США в Восточной Азии, заключили первое из четырех секретных соглашений, нацеленных на полное вытеснение США из Северо-Восточного Китая.
Похожая ситуация сложилась и в середине 1920-х годов: попытка США проникнуть в Северо-Восточный Китай посредством экономической политики, отказ Вашингтона признать новое советское правительство и дискриминационные законы, блокировавшие иммиграцию японского населения на западное побережье США, вновь сблизили Токио и Москву. В 1925 году Япония и СССР подписали дипломатическое соглашение.
США также играли роль фактора, усложнявшего выполнение японо-советского нейтралитета во Второй мировой войне с 1941 по 1945 год. Американские суда, поставлявшие по договору ленд-лиза в Советский Союз товары и продовольствие, заходили в порт Владивостока. Но, когда СССР вместе с США принял участие в военных действиях против Японии с августе 1945 года, это стало для японцев худшим из всех кошмаров.
В дальнейшем США стали еще больше препятствовать нормализации советско-японских отношений. Необходимость заключения в 1952 году японо-американского Договора о безопасности диктовалась ростом советской угрозы в Восточной Азии. Для Японии самым ярким проявлением этой угрозы было занятие и последующее отторжение Южного Сахалина и четырех островов Курильской гряды, называемых сейчас "северными территориями". И несмотря на то что Япония отказалась от притязаний на Сахалин и острова Курильской гряды при подписании в 1952 году мирного договора в Сан-Франциско, Токио продолжает требовать у России возвращения "северных территорий".
СССР отказывался даже обсуждать эту проблему и заявлял о том, что между двумя странами не существует территориального спора. Поэтому две страны так и не подписали между собой мирный договор, хотя после окончания Второй мировой войны прошло уже почти шестьдесят лет.
Все эти годы США поддерживали требования Японии вернуть ее территории. Но во время знаменитого инцидента 1956 года госсекретарь США Джон Фостер Даллес предупредил своего японского коллегу о том, что США не будут возвращать Японии Окинаву, что Япония должна смягчить свою позицию и позволить СССР сохранить за собой "северные территории".
В 70-80-е годы массированное наращивание СССР своих вооружений в Северо-Восточной Азии стало представлять для Японии угрозу стратегического характера. Однако Япония могла целиком полагаться на японо-американский Договор о безопасности. И хотя торговая война вызывала некоторые трения в отношениях с США, в условиях нарастающей советской угрозы можно было бы рассчитывать на то, что проблема обеспечения безопасности позволит преодолеть любые трудности, возникающие во взаимоотношениях между двумя странами в других областях. В это время США целиком поддерживали японское правительство и настаивали на возвращении Советским Союзом "северных территорий".
В 1991 году внезапно произошел драматический развал Советского Союза. Так же внезапно исчез и объект, против которого был направлен японо-американский Договор о безопасности. Однако спор о "северных территориях" так и не снят с повестки дня. США продолжали поддерживать Японию в этом вопросе , хотя было ясно, что администрации президентов Буша и Клинтона одобряли развитие всестороннего сотрудничества между Москвой и Токио.
Однако территориальный спор блокировал все пути к конструктивному сотрудничеству. В начале 90-х годов Вашингтон предложил свое посредничество в решении этого спора. Президент Джордж Буш трижды убеждал Михаила Горбачева решить с Японией территориальный вопрос (в том числе и во время знаменитого саммита на Мальте). Советский лидер колебался. Затем президент Билл Клинтон активно убеждал Бориса Ельцина и Рютаро Хасимото прийти к конкретному соглашению. Дважды в течение минувшего десятилетия (в 1996-97 и 2001-02 годах) Япония и Россия максимально приближались к нормализации отношений, но территориальный спор всегда становился камнем преткновения.
Какое же значение для японо-американских отношений имеет трехстороннее сотрудничество между США, Японией и Россией? В отличие от минувшего столетия, США теперь твердо стоят на позиции укрепления японо-российских отношений, хотя в разное время они препятствовали их развитию. И с 1991 года правительство США активно выступает за скорейшую нормализацию отношений между двумя странами. Большинство американских политиков видят в нормализации японо-российских отношений возможность укрепить региональную безопасность в Северо-Восточной Азии.
Это пойдет на пользу и Соединенным Штатам, которые вынуждены рассредоточивать свои вооруженные силы в глобальном масштабе, поскольку выполнение союзнических обязательств перед целым рядом стран, в том числе и перед Южной Кореей, ложаться тяжелым бременем на американских налогоплательщиков.
В последнее десятилетие ведущую роль в развитии японо-американских отношений начал играть Китай. Рост политического и экономического влияния Китая в регионах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии уже вызывает беспокойство у целого ряда стран. Япония тоже видит в Китае огромный потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества. Однако в то же время Китай может превратиться в главного экономического конкурента Японии.
Российская территория Дальнего Востока заселена достаточно слабо и в связи с этим возникает опасение, что в результате экономического вторжения Китая в этот район он будет наводнен китайскими гражданами. Поэтому развитие экономики российского Дальнего Востока, а в этом Япония и США могут оказать России существенную помощь, является ключом к ее безопасности в этом регионе.
Однако это вовсе не предполагает, что Япония, Россия и США будут сдерживать развитие Китая. Наоборот, такое трехстороннее сотрудничество только снимет излишние опасения относительно быстрых темпов развития Китая. Кроме того, учитывая неясную перспективу дальнейшего развития ситуации в Северной Корее, Япония, Россия и США должны максимально развивать сотрудничество во всех областях.
Мы уже являемся свидетелями первых результатов трехстороннего сотрудничества, полученных в ходе ведения шестисторонних переговоров по Корейскому полуострову, в которых принимают участие представители Японии и России. Японские, российские и американские энергетические компании проводят совместную разработку природных ресурсов Сахалина, а потенциал для трехстороннего сотрудничества по освоению Сибири поистине огромен.
Вооруженные силы трех стран тоже начали устанавливать контакты: недавно были проведены первые совместные учения подразделений береговой охраны и флота. Кроме того, - и это, пожалуй, самое главное, - США и Япония оказывают содействие России в сокращении ее запасов ядерных материалов на Дальнем Востоке.
Нет сомнения в том, что США способны содействовать процессу нормализации японо-российских отношений не только по территориальному вопросу, но и оказывая помощь в развитии дальнейшего сотрудничества в сферах экономики и коллективной безопасности.
Таким образом, по прошествии некоторого времени Япония и Россия смогут выработать общий подход к решению проблемы "северных территорий". Важно добиться такого результата, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя проигравшей в данном споре. Соединенные Штаты могли бы сгладить возникающие по этому поводу опасения, принимая активное участие в экономическом развитии российского Дальнего Востока и выполняя роль посредника и помощника в решении многочисленных вопросов, связанных с обеспечением японо-российской безопасности и сотрудничества в области нераспространения ядерных вооружений.
Будем надеется, что XXI век станет свидетелем дружбы и конструктивного сотрудничества между Японией, Россией, и Соединенными Штатами. И это сотрудничество необходимо развивать в духе Теодора Рузвельта.