Пентагон проводит расследование по факту возможного попадания в руки иракских повстанцев новых, более разрушительных версий российских ракет, что дает боевикам возможность сбивать американские вертолеты и создавать угрозу для другой авиатехники. Об этом сообщили чиновники оборонного ведомства, изучающие компоненты ракет, найденных на месте недавних катастроф и захваченных во время рейдов.
Американские военные чиновники думали, что они хорошо подготовлены к противодействию разнообразным ракетам, использовавшимся силами Саддама Хусейна - в основном, ракетам, произведенным Советским Союзом во время холодной войны. На протяжении многих лет американская разведка собирала техническую информацию о портативных российских ракетах, включая SA-7, SA-14, SA-16 и SA-18, c целью разработки контрмер, включая соответствующее оборудование для создания помех и ложных целей.
Однако части ракет и других систем вооружений, найденных американскими силами в Ираке, разжигают подозрения, что боевики сумели получить более современное оружие, ранее неизвестное американской разведке, которое может выводить из строя электронную защиту вертолетов и обходить усилия по отражению ударов, отмечают чиновники.
С начала американского вторжения в Ирак в прошлом марте вражеские ракеты, гранаты с ракетным двигателем и стрелковое оружие сбили 9 вертолетов и унесли жизни 32 солдат. От ракет пострадали несколько самолетов, заходящих на посадку в международном аэропорту Багдада, но, к счастью, они сумели приземлиться.
"Это дело большой важности, - так охарактеризовал американский чиновник оборонного ведомства проводящееся сейчас расследование. - Мы постоянно переоцениваем наши контрмеры, потому что все хотят, чтобы наши войска находились в безопасности".
Чиновники говорят, что следователи собирают воедино части ракет в попытке определить, почему их не сбили с курса устройства создания помех, которые нацелены на вывод из строя компьютеризированной системы наведения, или устройства создания ложных целей, порождающих альтернативные цели для ракет теплового наведения.
Специалисты по вертолетам сомневаются, что боевики могли сбить 9 вертолетов без более современных технологий по сравнению с теми, которые были в иракском арсенале ранее. Однако чиновники добавляют, что пока "мы не нашли ничего, что убедительно говорило бы о модификации".
И все же озабоченность новыми ракетными технологиями в руках боевиков частично сыграла роль в решении армии о приостановке многомиллионной программы производства вертолетов Comanche и переводе этих средств на поиск новых путей защиты существующего вертолетного флота, говорят чиновники. Особую обеспокоенность вызывают вертолеты Национальной гвардии и резерва, которые не обеспечены тем же уровнем защиты, что и техника активных боевых частей, однако их широко используют в Ираке и Афганистане.
Чиновники также изучают способы, которыми более современные технологии, почти наверняка разработанные в течение последних 10 лет в России, могли попасть в руки иракских мятежников.
В частности, чиновники обеспокоены тем, что боевики могли раздобыть две новые модификации российских ракет SA-16 Gimlet и SA-18 Grouse, портативные ракеты "земля-воздух", аналогичные американской ракете Stinger.
Среди специалистов преобладает теория о том, что Россия могла продать новые технологии другим странам, что и Хусейн приобрел их на международном черном рынке.
"Мысль о том, что каким-то образом что-то такое всплывает в Ираке, не вызывает удивления, - отмечает Тим Браун, старший сотрудник GlobalSecurity.org, аналитической организации в Александрии, штат Вирджиния. - Возможно, русские продали SA-18 или SA-16 кому-то еще, а потом они (ракеты) попали в Ирак. Возможно, более новые версии были контрабандой ввезены с черного рынка".
В начале иракской войны США считали, что в распоряжении сил Хусейна есть тысячи ракет SA-7, более старой версии ракет "земля - воздух" оптического наведения, а также некоторое количество более современных ракет, включая SA-14, SA-16 и SA-18. Однако чиновники Пентагона были уверены, что все их можно отразить с помощью существующих противоракетных технологий и американских вертолетов.
Теперь, вспоминая о 9 сбитых вертолетах, эксперты и чиновники проявляют все большую обеспокоенность. В ходе внутренних дискуссий глава генштаба армии генерал Питер Шумейкер не раз говорил о растущей угрозе ракет российского производства как ключевой причине для сокращения производства нового вертолета Comanche.
"Сейчас мы видим на поле боя распространение более современных ракет", - заявил 24 февраля журналистам генерал-лейтенант Ричард Коди, заместитель главы генштаба после того, как было объявлено об отмене 39-миллиардного проекта Comanche, на разработку которого ушло почти два десятилетия.
В последние месяцы в Ираке армия предприняла ряд мер для усиления защиты вертолетов, например, изменила и диверсифицировала маршруты и высоту полетов. Однако, если пилот летит низко, стараясь избежать удара ракет моделей SA, которые предназначены для поражения целей на больших высотах, он становится более уязвимым для гранат с ракетным двигателем.
По словам Лорена Томпсона, президента Института Лексингтона в Арлингтоне, штат Вирджиния (этот институт специализируется на оценке военных разработок), вертолеты и самолеты сталкиваются, по крайней мере, с двумя сложностями: во-первых, врагу доступны новые системы вооружения, которые могут преодолевать американские контрмеры, и, во-вторых, оружие, о нахождении которого в Ираке американское разведывательное сообщество знало, оказалось эффективнее, чем предполагалось.
"Пилоты должны иметь некоторое представление о враге и знать, как он вооружен", - подчеркивает Томпсон.